О сайте Новости События Контакты Ссылки Форум

 

 

наш партнер: Специальная информационная служба

Независимый аналитический сайт

Birds of One Feather Flock Together
«Птицы одного пера держатся вместе» (английская пословица)

(Продолжение. См. Статью1 и Статью2)

Часть 3

Антиагрессия

Антагонизм этих движений столь подчеркнут,
демонстративен, что невольно внушает сомнение:
не маскирует ли он внутреннее единство?
Не есть ли это два пути, ведущие к одной цели…?
(И.Р.Шафаревич)

Новые лозунги

В последнее десятилетие, после учреждения RASH («Красные и анархистские скинхеды») в Нью-Йорке в 1993 году, в движении нонконформистов приоритетными являются лозунги, направленные против «господствующей элиты» капиталистов, против угнетения, за равенство и справедливость. Правда, к традиционным клише («погоня за деньгами», «интересы капитала», «наемный труд», «убогость и нищета» и пр.) прибавились новые лексические обороты, отражающие реалии нового века – «авторитарное/бюрократическое государство», «институты общественного самоуправления», «экологические проблемы», «корпорации», «официозная псевдокультура» и пр.
Проанализируем суть этих новых движений в России, опираясь на «первоисточники». К таковым принадлежат, в частности, «манифесты» различных групп и другая информация, опубликованная в Интернете.
Стиль манифеста самого авторитетного анархического движения «Автономное действие» отличается от многих других «самиздатовских» документов более высоким «профессионализмом». Какие же установки он определяет?

Антидержавность

Движения, подобные «Автономному действию», выдвигают идею упразднения нынешнего государственного управления, призывают к неповиновению властям, декларируют нежелание осуществлять общественно полезный труд. Индивидуалистические, асоциальные по сути лозунги, звучащие в стране, с огромными потерями пережившей затянувшийся революционный эксперимент, представляются не только странными, но несущими вполне конкретную опасность: они направлены на подрыв государственной власти в России и внедрение оппозиционного антигосударственного сознания во внушаемую и легко манипулируемую молодежную среду. Неспособная мыслить с позиций интересов государства, оперирующая категориями инстинктов – будь то расовые, сексуальные инстинкты или иные позывы к асоциальному самовыражению – толпа, управляемая опытными манипуляторами, может быть орудием исполнения чужих замыслов.

«Мы не хотим быть простыми винтиками авторитарного Государства -
инструмента господства буржуев и бюрократов. Вместо бюрократического государства - система Народного Самоуправления - федерация самоуправляющихся личностей, групп, общин, регионов и стран. Органами координации между ними могут являться независимые Советы или другие институты общественного самоуправления, формируемые общими собраниями снизу на принципах делегирования с правом немедленного отзыва делегатов.
Вместо экономики в интересах Капитала - Либертарный Коммунизм (свободный социализм), где богатства и ресурсы общества будут доступны всем, а не только господствующей элите, где нет наемного труда, а на производстве осуществляется рабочее управление и контроль...»
Достигнуть этих целей можно только путем самоорганизации простых людей, которые сами, без санкций партийных политиков и властей, начнут добиваться решения своих проблем. Только радикальными действиями на основе свободы и взаимопомощи мы сможем сломать этот несправедливый порядок. Прямое действие, солидарность, самоуправление - вот слагаемые нашей Революции…»

Как тут не припомнить яркий образ подобного «сообщества», нарисованный К.Лоренцем:
«Большая стая мелких и плотно сбившихся рыбок являет жалкий образец нерешительности. То и дело предприимчивые особи, выплывающие из стаи и невольно побуждающие ее поплыть за собой, образуют маленький поток, который вытягивается из стаи, как ложноножка у амебы. Чем длиннее становятся эти псевдоподии, тем они делаются тоньше и тем сильнее, очевидно, становится напряжение вдоль них; по большей части эта вылазка заканчивается стремительным бегством в глубь стаи. Когда видишь это – поневоле начинаешь нервничать, сомневаться в демократии и находить достоинства в политике правых».

Далее читаем в «манифесте»: «Мы признаем многообразие путей достижения своих целей. Ими могут оказаться и путь революционного восстания самоорганизованных масс трудящихся, и всеобщая захватная стачка, и более или менее постепенное вытеснение властных и капиталистических институтов и отношений самоуправляющимися структурами альтернативного гражданского общества и т.д. Наша стратегия РЕВОЛЮЦИОННА в том смысле, что идет снизу, начиная свою реализацию с базовых структур общества, и не опирается на механизмы и ресурсы Системы; в том смысле, что требует не частных изменений внутри Системы, а ее слома и замены в целом.»

Амбиции лидеров «сопротивленцев», как видно, простираются дальше простой пропаганды, осуждающей доступ к ресурсам «господствующей элиты». Нацеленность на слом всех структур государственной «авторитарной» власти и замену на другие, «народные», сама по себе выглядит не более чем фарс или маниакальный бред, если не рассматривать ее лишь одним из многих звеньев в цепи разнородных факторов «вневидового окружения», нацеленных на ослабление и уничтожение российской государственности.

В рамках этой «стратегии» анархистов прикладными являются их требования свободного владения оружием, создания «народной армии» и пр. (серьезно обсуждаемые в российских СМИ):
«Автономное Действие, как анархистское объединение особенно поддерживает граждан, сознательно отказывающихся проходить службу как альтернативную, так и службу в вооруженных силах…Наш идеал: служба по желанию, выборность командования, прямое подчинение ВС гражданским институтам, юридически-облегченное ношение и хранение для граждан личного огнестрельного оружия, служба по месту жительства – то есть, милиционный тип армии».

Против Православия («антиклерикализм»)

Но если «одни работают над уничтожением всяких условий возрождения крепкой российской государственности, …другие «профилактически» работают над уничтожением условий духовного возрождения нации, отдавая себе отчет в том, что духовное сопротивление – основа сопротивления политического…Узурпаторы пуще всего боятся церкви, способной снова выгнать менял из храма» (А.Панарин).

«Еще более решительно мы противостоим иерархическим церковным организациям, пирамидальная и авторитарная структура которых не может служить целям освобождения человеческой личности. Такие церкви служат только одной цели - закрепостить человека духовно и физически. Одной из самой серьезных и влиятельных церквей такого типа в России является Русская Православная Церковь…» Иллюстрацией к этой доктрине является нападение группы скинхедов в Саранске на подворье Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря.

Следует сказать, что проекты, направленные против Православной Церкви как «гарантии и прибежища духовности и собирательницы разбредающегося человеческого стада» (А.Панарин), реализуются не только течениями анархистского толка. В унисон с ними звучат более эстетизированные формулировки в рамках многочисленных проектов возрождения славянского, русского, скандинавского, арийского и пр. язычества. Снова можно констатировать «единство цели : в рамках ставшей недавно популярной патриотической риторики, не брезгуя, впрочем, и традиционными приемами эксплуатации образов пресловутой масоно-еврейской угрозы, проводится многоплановая, тщательно спланированная и скоординированная работа, направленная на разрушение единственной, оставшейся нерасчлененной в России сферы – Православной веры, генетически интегрированной в сознание русского человека:

«Нужно ли язычникам объединяться
Почему эта идея вдруг пришла к разным людям примерно в одно время, и они ощутили потребность в язычестве. Мы воспринимаем это как явление данное свыше. Кто-то из богов забросил эту идею в подсознание людей, и она продолжает выходить оттуда в сознание, рождая новые образы и потребность к действию. Из этой идеи разные люди сделали разные выводы, которые образуют как бы две концепции.
Первая - это концепция разрушительного характера. Она сводится к тому, что надо бороться с христианской церковью за русскую духовность теми же методами, что и церковь боролась с язычеством, а именно - огнем и оружием. Церковь проповедует не славянскую и даже не индоевропейскую религию, а религию придуманную иудеями. Поэтому, мировой сионизм и масонство, заинтересованное в подавлении России, способствует становлению русского православия. Потому борьба обязана быть мирового масштаба и доведена до конца.
Вторая концепция носит созидательный характер. Да, говорят представители этой концепции, бороться за Россию надо. Но, надо сперва знать - как будем жить после победы (над чем?), и за что, собственно, бороться? А для того, чтобы знать , надо восстановить и осмыслить наше древнее наследие, и научиться жить в нем сегодня. Тогда же, когда мы освоим и обретем должную мудрость, мы сможем ясно понять: с кем или с чем бороться, и надо ли бороться вообще? Поэтому главное сейчас - это не борьба вслепую, а освоение духовного наследия; главное - духовная работа .»

Проповедь язычества ставит акцент не на художественном или даже религиозном аспекте этого направления, но наделяет его идеологической составляющей – анархистской идеей безгосударственного общинно-стайного мироустройства. При этом, впрочем, признается необходимость информационного обмена:

«Нам надо объединяться как равным, без иерархических структур . Объединение необходимо для взаимного обогащения наработанным опытом и знаниями. Нам так же надо знать друг о друге для противостояния репрессивным методам подавления, если таковые будут к нам применены
Возможны съезды язычников различного направления без "генералов", где все равны, и каждый будет иметь время показать на что способен и прочесть лекцию, просто рассказать о той мудрости, которую постиг.»повседневной жизни!

Задачи и методы

Отсутствие «руководства, иерархии, централизма и жесткого разделения функций», декларируемое анархическими организациями, вовсе не означает фактического отсутствия в них управления и координации. По существу, они являются сетевыми организациями, имеющими «общие тактику и цели», способными «успешно решать поставленные задачи».
«Автономное Действие - это общий фронт, подразделения которого, каждое на своем направлении, принимая участие в различных социальных движениях, осуществляет атаку на репрессивные отношения во всех сферах общественной и частной жизни, тут же выстраивая новые - лишенные господства и подчинения».
Методы работы этих оппозиционных организаций не новы:

«Мы действуем по-разному:
- расклейка плакатов агитации (а так же предупреждения, объяснения)
- проводим акции протеста (а так же опросные, агитационные)
- объясняем что к чему
- действуем на просторах интернета
- пишем статьи »


Зубры раздают листовки на минских рынках
14/02/2003

Активисты ЗУБРа раздали сегодня несколько тысяч листовок минским предпринимателям.

Инициативы снизу координируются через целую сеть ячеек, созданных не только в крупных городах, но и в глубинке. Вот список городов, где функционируют структуры «Автономного действия»:
Белореченск Брянка (Украина, Луганская обл.)
Волгоград Екатеринбург
Йошкар-Ола, Республика Марий Эл Касимов, Рязанская обл.
Краснодар Москва
Н.Новгород Новороссийск
Орел Станица Павловская, Краснодарский кр.
Пермь Ростов на Дону
Самара Санкт-Петербург
Сочи Челябинск
Ярославль
Примером скоординированной деятельности может служить II съезд движения Автономное Действие, состоявшийся летом в Краснодаре. В работе съезда, который проходил на окраине города в виде палаточного лагеря, принимало участие 46 человек из Москвы, Нижнего Новгорода, Краснодара, Новороссийска, Челябинска, Белореченска (Краснодарский край), Сочи, Ижевска, Гродно (Белоруссия), Самары, Ростова-на-Дону, Бостона (США), Кирова. Кроме участников движения на съезде присутствовали члены других дружественных организаций: Межпрофессионального Союза Трудящихся, Хранителей Радуги, Марксистской Рабочей Партии, Антифашистского Молодежного Движения, NEFAC(Северо-Восточной Федерации Анархистов-Коммунистов (США, Бостон)). «…Съездом были рассмотрены вопросы практического взаимодействия. В частности участникам было рекомендовано начать подготовку к проведению кампании протеста против вступления в силу в январе 2004 федерального закона "Об альтернативной гражданской службе". Кроме этого были рассмотрены вопросы издательской деятельности движения, определено место и время проведения Конференции АД, III съезда АД, и другие вопросы. В заключение съезда состоялось заседание Координационного Совета, который утвердил порядок своего внутреннего функционирования.»
Известны и другие хорошо спланированные протестные мероприятия, проведенные радикалами. Так, летом 2002 года одной из анти-националистских организаций в Краснодаре был организован митинг «против практики депортаций "незаконных" мигрантов с территории края, в защиту прав всех переселенцев».
В июне молодые представители радикального экологического движения «Хранители радуги», проекта «Автономное действие» и Московского Союза радикальных художников провели акцию в знак солидарности с политзаключенными, отбывающими различные сроки в шведских тюрьмах после антиглобалистских демонстраций в Гётеборге в июне 2001 года, во время саммита Евросоюза, с требованием освободить политзаключенных. Призыв к международной акции солидарности с политзаключёнными, содержащимися в шведских тюрьмах, прозвучал от имени Чёрного креста, «легендарной» организации, занимающейся поддержкой политзаключённых-анархистов с начала XX века

Поле битвы - Интернет
Нынешняя молодежь не мыслит себя без компьютера. Более обеспеченные проводят за компьютерами ночи, общаясь со сверстниками в ICQ, чате и по электронной почте. Менее обеспеченные толпятся у дверей Интернет-кафе и компьютерных клубов. Регулярная аудитория российских пользователей интернета к началу 2003 года составила 5,1 миллиона человек. По данным исследовательской компании КОМКОН,. 3,6 миллиона из общего числа российских пользователей интернета живут в крупных и средних городах. 78 процентов пользователей регулярно посещают веб-сайты, 72 процента пользуются электронной почтой, 21 процент общается по ICQ.

Интернет стал не только «местом встреч», не только средой, где завязываются знакомства, образуются компании друзей. Интернет стал мощным орудием распространения различных идеологических установок, центром притяжения, формирования групп различного политического направления, управляемых также по сети: « Наша антиглобальная организация действует прежде всего через Интернет. Это самый простой способ донести до людей то что ты хочешь чтобы они услышали». Кабинеты Правительства Москвы и Московской Городской Думы в избытке оснащены новейшими компьютерами. Почему бы московским чиновникам, которым периодически приходится ломать голову над очередными вылазками хулиганов-«нонконформистов», не заглянуть в Интернет? Они бы нашли ответы на многие вопросы.

Вообще, многие «ячейки» радикалов существуют лишь на сайтах Интернета, где излагаются – зачастую довольно невразумительно и неубедительно – основные постулаты различных анархистских и пр. групп. Сложно представить, что при нынешнем уровне образования, когда занятия в школе не посещаются, книги не читаются, а основным источником «эрудиции» служат видеоленты и телевизор, интеллектуально неразвитые тинейджеры, составляющие большинство в группировках «нонконформистов», вдруг начнут рассуждать о сложном процессе развития социалистических течений. Скорее всего, невразумительные формулировки о «местном самоуправлении» и «узурпировании человеческого сознания», малоизвестные в нынешней России проблемы «геноцида армян» и защиты прав афро-американцев предложены простым российским парням «ready-made» («в готовом виде»), и рассуждения на столь сложные социальные темы льстят молодым профанам. Следует, однако, заметить, что при распространении нео-радикальных теорий через Интернет меняется целевая аудитория: имущественный статус владельцев компьютеров и доступа к Сети весьма выше, чем завсегдатаев уличных ватаг. Впрочем, эта целевая аудитория по объективным причинам не может быть значительной, так как пропаганда наталкивается на весьма существенные барьеры: недостаточную распространенность Интернета на большей части российской территории, дороговизну услуг провайдеров, отсутствие кабельных сетей и плохую телефонную связь, не говоря уже о бедности населения в провинции и других городах, кроме Москвы.

Большинство сайтов разного рода «нонконформистов» хостится на бесплатных серверах. Вот их список:

by.ru hop.ru WEBSERVIS.ru IPCENTR.ru
VIPPOCHTA.ru viptop.ru vipshop.ru
dem.ru al.ru fud.ru
hobi.ru r2.ru dtn.ru
wallst.ru AIQ.ru VOV.ru
TORA.ru PIPS.ru AZ.ru
UA.ru DK.ru SB.ru
EC.ru CF.ru USSR.ru
hotbox.ru mailru.com pisem.net
rbcmail.ru krovatka.net narod.ru
h1.ru c4.to boom.ru
nm.ru hotmail.ru newmail.ru
nightmail.ru chat.ru dax.ru
far.ru dem.ru bip.ru
hop.ru bos.ru WEBSERVIS.ru
VIPCENTR.ru VIPPOCHTA.ru viptop.ru
vipshop.ru dem.ru al.ru
fud.ru hobi.ru r2.ru
dtn.ru wallst.ru AIQ.ru
VOV.ru TORA.ru PIPS.ru
AZ.ru UA.ru DK.ru
SB.ru EC.ru CF.ru USSR.ru bos.ru

«Друзья» и наставники

В наше время, когда все маски сброшены, а противоречия между добром и злом, между жертвами и палачами обострились до последнего предела, тем более поражает крайняя непросвещенность – или недальновидный расчет, определяющий нашей Родине цену в тридцать серебренников, – тех, кто своим непротивлением и пассивно-наблюдательным отношением косвенно участвует во всем этом «анти-авторитарном» паранояльном фарсе. Зарубежные дирижеры не стесняясь и ничего не опасаясь объявляют о своем патронаже над антинациональными проектами.
«Сегодня мы видим, что господствующая либеральная пропаганда всю свою избирательность тратит на оправдание носителей девиантного поведения, то есть явно берет порок в свои союзники. И это – при категорической нетерпимости к носителям твердых моральных и идейных принципов. Последние именуются «традиционалистами» (бранное слово современной «демократии»), тогда как извращенцы и изуверы – носителями «нетрадиционной» (то есть, по-видимому, «прогрессивной») ориентации». (А.Панарин)

Инструктор – проповедник стайного эроса

14 декабря 2002 года нижегородские «автономы» и сочувствующие встречали Джорджа Кациафикаса (George Katsiaficas) , «известного философа, леворадикала, бунтаря и ученика самого Герберта Маркузе». В ННГУ им. Лобачевского состоялось его выступление, после чего результаты встречи были закреплены в неформальной обстановке.
«Фотографии отредактированы так, что лица активистов нижегородского Автономного Действия неузнаваемы. Надеемся, вам понятная такая предосторожность».
.

СПРАВКА (по материалам персонального сайта Дж.Кациафикаса и его эссе):
Джордж Кациафикас – профессор гуманитарных наук Вентворского Технологического Института (Wentworth Institute of Technology) в Бостоне (Массачусетс) и Чоннэмского университета (Юж.Корея) (Chonnam National University, Kwangju).

Является автором ряда работ по критической социологии, а также автором книг «Воображение новых левых. Глобальный анализ событий 1968 года» («The Imagination of the New Left. A Global Analysis оf 1968») – это его диссертация по проблемам глобальных движений; «Ниспровержение политики: автономные европейские социальные движения. Деколонизация обычной жизни» » («The Subversion of Politics: European Autonomous Social Movements. The Decolonization of Everyday Life»). Издает журнал «Новая политическая наука». В 60-е годы участвовал в движении против войны во Вьетнаме. В 70-е годы в течение 11 лет работал в Ocean Beach (Калифорния) в радикальной «контр-культурной» общине, боровшейся против войны, полицейского произвола, насилия и основавшей ряд общинных учреждений. Затем полтора года прожил в Берлине, получая из первых рук информацию об автономных движениях, после чего написал свою книгу.

С 2001 года занимается исследованием корейских социальных движений в Chonnam National University. Ряд статей и работ печатает анонимно или совместно с другими авторами (о Судане, о партии «Черная пантера» и др.). Не склонен «прибегать к радикальным методам, а также прилагать чрезмерные усилия для реализации своих идеалов».

Дж Кациафикас считает, что миллионы простых людей, действуя вместе, могут изменить основы жизни общества. Изучает «эротическую энергию общественных движений» и ее влияние на смену общественных идеалов.

В своих книгах пишет о том, что интернационализм и самоуправление являются двумя целями, связывающими глобальные движения новых левых в разных странах (Чехословакии и Вьетнама, Парижа, Нью-Йорка и Мехико), при отсутствии объединяющей центральной структуры. На основе своих исследований роли подсознания и инстинктов в социальных движениях продвигает идею доминирования эроса: считает, что отсутствие централизующей организации и даже продолжительного личного контакта для достижения единства заменяется влиянием «эроса».( I develop the concept of the eros effect to explain how this unity emerged in the absence of organization and sometimes even extensive personal contact). По Кациафикасу, участие молодежи в социальных движениях – это общественное благо, поскольку оно «благотворно сказывается на любовной жизни», а это «вносит свежую легкость в проблемы, подрывая серьезное к ним отношение, которое приводит к войнам» (имея в виду, прежде всего, войну в Заливе).

Коллективизм сам по себе не есть отрицательное явление. Однако, «нужно уметь любить и нужно знать, что достойно любви» (А Гулыга. «Русская идея и ее творцы»).«Эрос» Кациафикаса - это не Божья благодать, не платоновский эрос с «предельно широкой, существенной функцией души – стремлением к ее обогащению, увеличению ее ценностных возможностей». Истинная любовь должна возвышать личность, а не сталкивать ее обратно в царство инстинктов. Светлый, Божий Эрос ведет людей к духовному развитию, обостряет чувства сопереживания и сострадания, раскрывает все дремлющие до поры возможности человека, реализуя таким образом процесс ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ, А НЕ НАООБОРОТ – В СТОРОНУ ПРИМИТИВИЗАЦИИ, УПРОЩЕНИЯ, «ЛЕГКОСТИ». Стайный эротический коллективизм Кациафикаса - не позитивен, поскольку прокламирует ведущее к регрессу разрушение (устоев национальной государственности, религии как основы морали, ЛИЧНОЙ дружбы и любви как основы общества и пр.). Его эрос сводится к устранению инстинкта агрессии из всего комплекса подсознания. В книге «Ниспровержение политики» он рассказывает о том, как «спонтанные социальные движения интегрируют категории, считавшиеся взаимоисключающими: это эрос и политика; противостояние правительству и законопослушание, солидаризация с чернокожими американцами (или вьетнамцами), а не выполнение роли их хозяев» («rather than their masters»). (Последний постулат особенно интересен в свете изменений социального баланса в США между белым и афро-американским населением этой страны).

Очевидно, пребывание в России дает Джорджу Кациафикасу богатый дополнительный материал для изучения социально-психологических аспектов развития молодежных движений в третьих странах. «Взаимообогащение», впрочем, очевидно: инструктор российских анархистов-«автономов» задает им программу действий, которую они излагают, почти цитируя Учителя, на страницах своих «манифестов» в Интернете, а затем озвучивают на своих съездах. Он внедряет в сознание их вожаков стайные установки. Понятие личной дружбы и любви как основы общества К.Лоренца Кациафикас подменяет обезличенным неконструктивным «эросом», разлитым в обезличенной стае.

Влиятельные «друзья»

Дж. Кациафикас – лишь один из наставников российских анархистов, являющийся по существу только рядовым оператором в рамках большого проекта по уничтожению российской духовности и государственности. В осуществлении сценария участвует целый ряд организаций, объединенных единством цели. Небезосновательно российские «автономы» позиционируют их как «своих друзей» в опубликованном «Автономным действием» перечне. Вот часть из них:

НАШИ ДРУЗЬЯ

Blackpower («Черная сила»)
«Свобода против нацизма» (Интернет-организация)
Союз Правых сил (партия России)
Права человека в России (правозащитные организации в Интернете)
Информационно-исследовательский центр «Панорама»
Радио «Юность»
Международная амнистия
Центр Симона Визенталя

Среди перечисленных организаций самым влиятельным «другом» является Центр Симона Визенталя (The Simon Wiesenthal Center). Трудно переоценить влияние этой организации.
СПРАВКА: (использованы материалы и фотографии сайта http://www.wiesenthal.com)
Центр Симона Визенталя является международной еврейской правозащитной организацией, чья деятельность посвящена «сохранению памяти о Холокосте, распространению терпимости и взаимопонимания через общинную деятельность, образование и социальные движения» В фокусе внимания Центра - важные проблемы современности, включая расизм, антисиметизм, терроризм и геноцид. Он аккредитован в ООН и в ЮНЕСКО как неправительственная организация. Центр объединяет 400 000 семей; штаб-квартира ЦСВ расположена в Лос-Анжелесе. Имеются офисы в Нью-Йорке, Торонто, Майами, Иерусалиме, Париже и Буэнос-Айресе. Центр является одной из ряда ведущих еврейских организаций, базирующихся в США.

Центр возглавляют Раввин Марвин Хир, основатель и Старейшина; Раввин Абрахам Купер и Раввин Мейер Мей, исполнительный директор.

Основанный в 1977 году, Центр тесно взаимодействует с рядом общественных и частных агентств. Традиционно деятели Центра встречаются с официальными лицами, представителями правительств США, Европы, Африки, Японии, Китая и других стран.

Представители Центра Визенталя всречаются с Президентом Рейганом (в центре) и Маршаллом Брегером, ответственным за вопросы по еврейским делам (слева) для обсуждения проблемы нацистских преступников
Французский Президент Франсуа Миттеран (справа) представлен к гуманитарной награде Центра за его длительную дружбу с еврейским народом и защиту прав человека
Президент Джимми Картер награждает Симона Визенталя (слева) золотой медалью на церемонии в Белом Доме 1980 г.

Начиная с 70-х годов, ключевой темой в деятельности ЦСВ является тема осуждения военных преступников в рамках широкой правозащитной деятельности, в которой он заручается поддержкой лидеров демократически развитых стран.

Центр возглавляет целый ряд инициатив, направленный на поиск бывших нацистов.

Так, при содействии Центра были проведены судебные процессы против пяти жителей Югославии, членов фашистского правительства в Хорватии «Усташи». За информацию, способствующую поимке «Ангела смерти» Аушвица, д-ра Josef Mengele, в 1985 г.было объявлено вознаграждение 1 миллион долларов. После обнаружения останков Менгеле в Бразилии Центр направил туда экспертов для их идентификации. Предоставление данных о 17 нацистских преступниках, проживающих в Великобритании, а также подтверждение выдвинутого обвинения против Antanas Gecas на 1100 страницах документов, предъявленных правительству Великобритании, в 1988 г.вынудило правительство этой страны создать специальную группу для более форсированного рассмотрения этого дела.

В 1985 – 86 гг. ЦСВ инициировал дело бывшего Генерального секретаря ООН Курта Вальдхайма, получившего широкое развитие. В ходе этой кампании в администрацию Рейгана из Центра было подано заявление с просьбой не пускать Вальдхайма в США из-за деятельности в Югославии и Греции во время II Мировой войны. Подтверждающие компрометирующие документы были собраны при личном участии тогдашнего Секретаря ООН Переса де Куэльа.

В 1986 г.списки военных преступников были представлены правительствам Австралии, Канады, Великобритании, Венесуэлы, Швеции. Канадское правительство узнало, что более 3000 нацистов и коллаборационистов, возможно, иммигрировало в страну после второй Мировой войны. ЦСВ опубликовал список военных преступников "Most Wanted". Гласность, явившаяся следствием этой кампании, дала результатом обнаружение, арест, экстрадицию и осуждение целого ряда бывших нацистов. Среди них Josef Schwammberger и Erich Priebke, арестованные в Аргентине. Последний был обвинен в расстреле 335 итальянцев (среди них 75 евреев) в Ардеатиновых Пещерах в 1944 году, экстрадирован в Италию и там приговорен к пожизненному заключению. Президент Аргентины Carlos Menem в 1992 году впервые открыл целиком сохранившиеся архивы для ЦСВ.

Летом 2002 году центр Центр Симона Визенталя на встрече с министром внутренних дел ФРГ Отто Шили призвал Германию и другие государства Европы более активно бороться с экстремизмом, антисемитизмом и ксенофобией. Раввин А. Купер заявил тогда: "Тема правого экстремизма не должна исчезать с повестки дня в любом обществе". Европейские средства массовой информации, по мнению ЦСВ, должны ещё детальнее освещать деятельность неонацистских и террористических организаций.
В 2002 году было инициировано дело латыша Конрада Калейса, который, якобы, в 1941 г.- 1942 г. служил в карательной антиеврейской команде Арайса и участвовал в рижских расстрелах, а также совершил бесчеловечные поступки в Саласпилсском лагере. К.Кайлас до 1994 года жил в Австралии, но под нажимом ЦСВ правительство этой страны выслало его. И он переехал в Великобританию. Центр добился от британского правительства обещаний выслать его обратно в Австралию. Еще раньше в Латвии по инициативе Центра было открыто дело Василия Кононова, бывшего чекиста. ЦСВ также обратился к правительствам Венесуэлы, Колумбии и других стран выдать нацистов, укрывающихся там со времен войны. Для того чтобы привлечь оставшихся безнаказанными нацистских преступников к суду, ЦСВ установил вознаграждение в сумме 10 тыс. долл. «любому, кто предоставит информацию о нацистских военных преступниках, и которая приведет к суду и их наказанию за преступления, совершенные во время войны».

По словам А. Купера в последнее время «удалось выявить контакты лидеров неонацистов с исламскими фундаменталистами, в том числе в США". С помощью Центра в США подготовлены уже 10 тысяч полицейских, которых учили более активно противодействовать правому экстремизму.

В рамках борьбы с нацизмом ЦСВ выдвинул претензии к Ватикану. От ЦСВ поступило требование снять с должности консультанта Банка Ватикана ведущего банкира Гитлера Herman J. Abs. На фоне просьбы восстановить полные дипломатические отношения с Израилем, в Ватикан было представлено обращение от Мирового Еврейства annual State of World Jewry address at the 92nd Street Y in New York City с требованием отмены канонизации Папы Пия II по причине того, что он был папой во время Холокоста, а также встречи с пособником нацистов Куртом Вальдхаймом.

Проекты, косвенно поддерживающие нацизм, встречают в лице ЦСВ противника. Так, закрылся крупный японский журнал "Marco Polo", опровергнувший информацию о казнях евреев в газовых камерах Аушвица. Был объявлен международный корпоративный бойкот со стороны рекламодателей этого журнала, что привело к его банкротству. В 2002 Центр Симона Визенталя резко выступил против названия новой модели кроссовок всемирно известной британской фирмы Umbro. Кроссовки называются "Циклон", как заявил центр Визенталя, так назывался отравляющий газ, которым были умерщвлены в нацистских концентрационных лагерях миллионы евреев. Фирма приостановила выпуск кроссовок и планирует выпускать их под другим названием.

Борьба за возвращение денег жертв Холокоста

Известно, что место на авансцене переговоров с крупными швейцарскими банками занимает Всемирный еврейский конгресс. В конце девяностых Центр Визенталя также провел большую работу по разоблачению швейцарских банков в их сокрытии и возвращении богатств, скопленных нацистами во время войны.
В Швейцарии острую негативную реакцию вызвал опубликованный Центром Визенталя в США доклад, обвиняющий швейцарские власти предвоенных лет и периода второй мировой войны в пронацистских симпатиях и нанесший тяжелый удар по имиджу альпийской республики. Доклад «Обзор деятельности нацистских и пронацистских групп в Швейцарии» об экстремистских группах в Швейцарии в период 1930 – 1945 гг был подготовлен живущим во Франции историком Аланом Моррисом Шомом. Президент Швейцарии Флавио Котти заявил журналистам по поводу публикации: "В этом докладе предпринята сознательная попытка на основе некоторых фактологических показателей представить Швейцарию как государство, симпатизировавшее нацистам ».
Есть мнение, что публикацию доклада следует рассматривать в контексте ведущихся сейчас переговоров между еврейскими организациями и тремя крупнейшими швейцарскими банками о соглашении с наследниками жертв Холокоста, подавших жалобы на банкиров в американский суд. Пресса писала о возможной выплате банкирами миллиарда долларов в качестве отступного. В ходе этого «золотого скандала» ЦСВ обнародовал перечень замороженных со времен Второй мировой войны счетов, а также список 334 нацистских чиновников, поместивших свои достояния в швейцарские банки. Список был разослан в правительственные инстанции по всему миру. Против трех банков было начато судебное дело по вопросам наследства жертв Холокоста.

Вопрос похищенного нацистами золота, произведений искусства распространился и на другие страны. Так, представители ЦСВ убедили испанского премьер-министра Хосе Азнара немедленно начать расследование в испанских банках на предмет сотрудничества Испании с нацистской Германией во Второй Мировой войне.

Права человека

Центр ведет широкую правозащитную деятельность. В период утверждения демократии в России, особенно перед встречей Рейгана и Горбачева в Москве, обсуждались вопросы, касающиеся диссидентов и «узников совести», все еще содержащихся в советских тюрьмах.
Центр поддерживает связь с правозащитниками всех стран.


Чехословацкий Президент Вацлав Гавел (слева), активный борец за права человека и выдающийся критик современного антисемитизма, получает Награду Защитника Свободы во время церемонии в Музее ЦСВ.

В последнее время в поле зрения Центра находятся вопросы исторической несправедливости и нетерпимости по отношению к евреям и чернокожим. Среди них, например, - вопросы последствий геноцида в Руанде. В рамках конференции «Зов свободы» обсуждались свидетельства нынешнего рабства чернокожих в Судане и Мавритании.

Именно ЦСВ протестовал против этнических чисток в Боснии и Герцеговине в 90-е годы, побуждая президента Буша предпринять все меры, включая военные, для остановки этих чисток и массовой депортации граждан.
В поле зрения ЦСВ находятся вопросы и ближневосточной политики. В 1990 г. были расследованы случаи поставки компанией Degussa смертельного газа в Ливию, инициирован разрыв контракта с Baxter International на строительство завода медицинского оборудования в Сирии по причине потенциального использования его в военных целях. В период войны в Заливе ее события обсуждались представителями Центра вместе с Президентом Бушем и экуменическими лидерами. ЦСВ выпустил отчет об использовании ОВ Саддамом Хусейном, "The Poison Gas Connection". В отчете указано, что 207 компаний, 85 из них – германские, снабжали С.Хусейна химическими и биологическими технологиями массового разрушения.

В сентябре 2002 года Центр Визенталя призвал мировых политиков осудить представителей Арабской лиги в конференции, проходившей в Абу Даби, помимо прочего, декларирующей отрицание Холокоста и «еврейских выдумок о Катастрофе европейского еврейства». «Мы обращаемся с нашим призывом сегодня, когда полномочные представители государств - членов Арабской лиги учинили безобразное сборище в Абу-Даби кампании ненависти и лжи, направленной против всего еврейского народа», - писал ЦСВ.

1999: Сотрудники ЦСВ встретились с представителями Европарламента в Брюсселе, чтобы обеспечить поддержку кампании внедрения полной отчетности по фондам, передаваемым Евросоюзом палестинским институтам.

Борьба с неонацисткими настроениями

По мнению ЦСВ, объединение Германии создало основу для усиления неонационалистических настроений и реваншизма. Начиная с конца 80-х годов и по настоящее время деятельность Центра сфокусировалась на проблемах борьбы с проявлениями неонацизма, национализма, расовой нетерпимости и фанатизма. Для изучения проблемы растущего неонацизма в 1993 году было проведено глубинное полевое исследование: в течение 6 месяцев израильский гражданин Yaron Svoray был внедрен в неонацистское движение трех континентов в роли австралийского журналиста Ron Furey, где он проник в руководство германских «групп ненависти». Было обнаружено, что германское неонацистское движение гораздо больше и лучше организовано, чем было принято считать, и что оно имеет широкие международные связи. Материалы исследования, отраженные в 1995 году в книге «Гитлер в тени», были представлены в ФБР и Штаб Федеральной Полиции в Германии.

Совместно с ЮНЕСКО, ЦСВ спонсировал проведение международной конференции по антисиметизму. В докладе «In Their Own Words» 1994 года было показано, что антисиметизм лежит в основе деятельности радикальных исламских организаций Ближнего Востока, утверждающих, что «мировое еврейство разрушит мусульманское и христианское общества».

Считая, что в последние годы внутренний, правоэкстремистский терроризм всё теснее переплетается с терроризмом международным, на повестку дня выходит вопрос противодействия терроризму. На слушаниях в сенатском Подкомитете по Терроризму, технологиям и правительственной информации Американского конгресса по делу взрыва Оклахома-Сити были заслушаны эксперты ЦСВ. Центр провел серию мероприятий, освещающих проблему: двухдневный симпозиум «Изменяющееся лицо ненависти и терроризма» с участием 250 представителей правоохранительных органов, СМИ и пр.; , специальные брифинги в Министерстве обороны США; Международную Конференцию по терроризму, где высвечивались вопросы организации групп фанатиков и распространения ненависти в Интернете и др.

Особое внимание ЦСВ придает Интернету как средству распространения идей фашиза, антисемитизма и нетерпимости. Еще в 1995 году Yaron Svoray, «журналист»-разведчик, в своем докладе уделил особое внимание все возрастающему использованию компьютерных технологий для распространения ненависти фанатиками. О распространении идей насилия, фанатизма и терроризма через Интернет Центром был также представлен специальный доклад президенту Клинтону.

В России Центром Визенталя при содействии Центра «Холокост», Федерации еврейских общин России (ФЕОР), и молодежных организаций «Яблока» была развернута акция против российских фирм - провайдеров Интернета, требующая закрытия некоторых информационных ресурсов Интернета на основании «международных правил провайдинга». Предполагалось обращение к Посольству Израиля в РФ и соответствующим правительственным органам РФ. Результатом этой деятельности стали размещенные в Интернете рекомендации по закрытию сайтов нацистского содержания.


1986 г. Центр созывает Международную Конференцию по терроризму с участием ведущих экспертов по вопросам терроризма.

1997 г. : «Расизм, насилие и терроризм: появление онлайновой субкультуры ненависти» - таково исследование неофашистских групп в Интернете, распространенное ЦСВ на CD-роме, а также публикация "Новый лексикон ненависти", которая содержит анализ изменяющегося языка и тактики групп ненависти, скинхедов и экстремистских организаций, предназначенный для экспертов правоохранительных органов и лидеров общин, которых волнует эта проблема.
Центр выпустил интерактивный CD –ром «Digital Hate 2000», содержащий более 14000 проблемных веб-сайтов, продвигающих идеи расовой ненависти, антисиметизма, гомофобии, а также музыку ненависти (“hate music”).


Работе с молодежью Центр Визенталя уделяет большое место. Существует программа поддержки малоимущих, в рамках которой оказывается помощь юным деятелям молодежной радикальной культуры. Центр работает с редакторами газет колледжей и университетов, убеждая их размещать информацию о Холокосте. Проводится воспитательная работа с подростками, участвующими в радикальных группировках, проповедующими ненависть. На снимке – члены скинхедовской группы «Четвертый рейх», «которых использовали в сценарии расовой войны в нападениях на афро-американцев и евреев в Лос-Анжелесе», будучи приговоренными к наказанию, провели день в музее ЦСВ. В музее они лично встретились с жертвами Холокоста, раввинами и представителями церкви.


Установлены контакты с бывшими скинхедами. На снимке TJ Leyden, бывший скинхед из неонацистской группировки, на опыте изучивший методы работы и вербовки молодых членов в ряды молодежных групп, член Национальной рабочей группы противодействия ненависти ЦСВ, приглашен на конференцию по преступлениям, связанным с ненавистью, в Белый Дом в Вашингтоне.

От антирасизма – к антипатриотизму

В 2002 году администрация США выделила более 17,5 миллиардов долларов на моральное и идеологическое разложение молодых россиян. С таким заявлением на заседании правительства Свердловской области выступил вице-премьер по социальным вопросам Семен Спектор. Для сравнения, областная программа патриотического воспитания молодежи в 2002 году была профинансирована в объеме 1,5 миллионов рублей.
(25.02.2003 NEWSru.com )
С распространением Интернета в России во второй половине 90-х годов параллельно уже существующим организациям национал-патриотического толка появляется ряд течений – виртуальных и реально существующих, - декларирующих отказ от прежних скинхедовских установок и выдвигающих новые, непривычные для почти разорвавшей связи с историческим прошлым реальности лозунги антифашизма, антирасизма, антинационализма и антиглобализма. Россия победила фашизм в Великой Отечественной войне. Она всегда была многонациональной страной, где дружно уживались малые и большие народы, и национализм был отвергнут идеологически ленинской национальной политикой. Что стоит за утрированием этих неактуальных «анти»-движений?
В манифестах различных нео-анархистов и пр., проповедующими индивидуализм, анти-авторитарные лозунги выливаются в абстрактные призывы к установлению равенства – социального, а затем и НАЦИОНАЛЬНОГО. Из этого возникает тенденция, встречная национал-патриотическим движениям.

Из манифеста анархистов «Автономного действия»:

"Самая дешевая гордость - это гордость национальная. Она обнаруживает в зараженном ею субъекте недостаток индивидуальных качеств, которыми он мог бы гордиться; ведь иначе он не стал бы обращаться к тому, что разделяется кроме него еще многими миллионами людей. Кто обладает крупными личными достоинствами, тот, постоянно наблюдая свою нацию, прежде всего, подметит ее недостатки. Но убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственное возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит; он готов с чувством умиления защищать все ее недостатки и глупости." Артур Шопенгауер.

Возникновение течения анти-националистов в среде радикальной молодежи неслучайно. Его появление произошло в период, когда на планете началось усиление национальных тенденций и традиций как сопротивление унифицирующему влиянию глобализации и власти финансового «лохотрона». Стихийные проявления национального самосознания, впрочем, зачастую трудно отделить от провокаций, инспирированных и проплаченных зарубежными сценаристами. Ведь для борьбы с фашизмом необходимо, чтобы это фашизм действительно имел место! Как жаль, что подростки, разогретые не особенно щедрыми дозами спиртного, наркотиков или просто подстрекаемые и воодушевленные «пламенными призывами», рисуя свастики или буквы «РНЕ», не понимают, какую услугу они оказывают тем, против кого выступают, каким слепым орудием борьбы против своей Родины они являются. Формирование образа русского фашизма в СМИ и со стороны государственных деятелей (партии «Яблоко»), вероятно, следует рассматривать именно в этом контексте.

Призывы к борьбе с фашизмом, национализмом и пр. постепенно трансформируются в призывы к борьбе с любыми проявлениями национальных чувств – к борьбе с патриотизмом. Свидетельство тому – заявление организации RASH о себе: «...у всех настоящих скинхедов есть опpеделённые идеалы. Мы все - из pабочего или из низов сpеднего класса. Мы гордимся своим классовым происхождением. Мы готовы постоять за то, во что мы веpим. И МЫ HЕHАВИДИМ РАСИЗМ и сpажаемся с ним везде, где он поднимает свое уpодливое рыло. Hас спpашивают, почему мы не отчаялись быть скинами, когда нас атакуют и пpавые за антиpасизм, и левые, и всё общество в целом; котоpые считают, что все скины - pасисты. Многие из нас - анаpхисты, социалисты и антифашисты. Кpоме боpьбы с pасизмом, мы боpемся с сексизмом и гомофобией (словесными, физическими и психологическими атаками на гомосексуалистов и лесбиянок). Мы боpемся пpотив войны, пpотив атак на бедных и на pабочий класс, против массовых увольнений или снижениё заpаботной платы,пpотив импеpиалистической интеpвенции, звеpств полиции и тюpем."
Для скинхедов-антифашистов, для SHARP «Скинхеды против расоых предрассудков»), для RASH («Красные и анархисты») национализм не совместим с тем, что для значит для них "быть скинхедом". Многие из них считают, что патpиотизм - это инстpумент политиков и богачей всех наций, пpедназначенный для того, чтобы pабочие сpажались дpуг с дpугом, а не со своими настоящими вpагами. Из-за национализма дети бедных убивают дpуг дpуга в войнах, а за нехватку pабочих мест ненавидят иностpанцев и эмигpантов, а не коpпоpации, эксплуатиpующие всех нас. Патpиотизм в ответе за pабство и за уничтожение миллионов туземцев. Вместо национализма мы пpоповедуем гоpдость за свой класс и свою культуpу.»

Помимо борьбы с проявлениями национализма и фашизма, на повестку дня встает борьба с терроризмом – новоявленным жупелом последнего времени. Объекты борьбы радикалов сформулированы в манифесте «борцов за свободу»:
«Мы выступаем против:
- глобализма
- фашизма
- НАТО
- Европейского союза
- терроризма
- крадущей политики
- безграничной власти
- Макдональдса (и прочих символов глобализации)»

Таким образом, джинн, выпущенный из бутылки и так и оставшийся на свободе, - движение скинхедов националистического окраса - логически и хронологически явился предпосылкой встречного, антинационалистического – а в реальности антинационального - проекта. Этот проект предполагает развитие различных по названиям и оттенкам движений и групп, но «единство цели» - уничтожение духовной основы российского государства - свидетельствует о том, что все эти движения являются всего лишь отдельными блоками одного сценария, «птицами одного пера».

Основная война с «движениями, исповедующими ненависть», - hate groups - развернулась в Интернете. На сайтах радикальных групп появились призывы бороться с нацизмом в Интернете – наряду с проектами «FREEDOM ONLINE - свобода против нацизма», «Скинхеды против фашизма», «Интернет без расовой неприязни («Рунет очищен на 82%»), «Неформальное сообщество», «Антинацизм в Интернете» и др.:
«Если ваш сайт поддерживает борьбу с пропагандой нацизма в интернете, мы с удовольствием разместим ваш баннер».
«Можно бояться "СТУЧАТЬ" и позволять ПРОПАГАНДИРОВАТЬ ИДЕИ НАЦИЗМА СРЕДИ МОЛОДЁЖИ и ПОМОГАТЬ ПРОДВИГАТЬСЯ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ...
БОЯЗНЬ ПРОСЛЫТЬ СТУКАЧЁМ В ДАННОМ СЛУЧАЕ - ЭТО СЛАБОСТЬ, КОТОРОЙ С УДОВОЛЬСТВИЕМ БУДУТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ НАЦИСТЫ...»

Далее следуют подробные инструкции по удалению «вредных» ресурсов в соответствии с правилами некоего “Internet Society” (ISOC), игнорируя нормы российского права. Вот выдержки из материалов, посвященных «чистке» в Интернете:
«ВРАГИ НАЦИСТОВ
Здесь перечислены провайдеры, которые нетерпимо относятся к размещению у них нацистских, шовинистических, антисемитских материалов. Наше общение с ними показало, что разжигающие межнациональную рознь сайты удаляются ими по первому требованию. Приятно, что есть люди, для кого доброе имя стоит гораздо выше сиюминутной выгоды. Мы благодарим данные компании за сотрудничество и рекомендуем их. По крайней мере, за гражданскую позицию и оперативность реагирования на письма.
www.yandex.ru (www.narod.ru) - крупнейший бесплатный хостинг, поисковая система №1 России. На этом сервере нацистам нечего делать
www.boom.ru -удобный бесплатный хостинг от крупнейшей российской почтовой службы Mail.Ru
www.chat.ru -популярный российский сервер, предоставляющий своим пользователям широкий спектр бесплатных интернет-услуг
www.elvis.ru - провайдер "Элвис-Плюс"
www.telmos.ru - компания "Телмос"
www.by.ru - известный бесплатный хостинг. Нацистам лучше обходить стороной.
www.deluxe.ru - компания-провайдер
www.relcom.ru - "Релком". Комментарии не нужны.
www.mtu.ru - компания "МТУ-Информ"
www.PROext.com - IT-рейтинг "PROext - Top 1000"

НАШЕ ОРУЖИЕ

Большинство провайдеров интернета, включая американские, негативно относятся к размещению нацистских страниц на своих серверах. Как правило, достаточно простого сообщения в службу хостинга, чтобы сайт со свастиками был тут же снесён. Особенно в случае с бесплатным сервисом.
Согласно действующим принципам Internet Society (ISOC), мы не занимаемся DOS-атаками и взломом серверов - в большинстве случаев это и абсолютно не нужно.
Если вы желаете обратить внимание провайдера на размещённый у него сайт, противоречащий действующему законодательству (зачастую и правилам самого провайдера), но не знаете, куда обращаться, воспользуйтесь, к примеру, страницей http://all-nettools.com/tools1.htm. Введя в окно SmartWhois адрес сайта, вы получите его IP с E-Mail адресами провайдера. Как правило, на сайте хостера находятся конкретные ссылки, куда обращаться в случае обнаружения нарушений.
Или скачайте себе чрезвычайно удобную программу VisualRoute компании Visualware,Inc

Мы просим вас не только информировать нас о сайтах, пропагандирующих расизм, нацизм и фашизм, но и самостоятельно обращаться к размещающим их сервисах с просьбой о ликвидации. Ниже вы можете найти детальную инструкцию этого, если речь идёт о бесплатном российском хостинге.
В случаях явного нарушения Уголовного кодекса на платном российском хостинге мы информируем Управление "Р" МВД России. При оскорблении по национальному признаку в спорных ситуациях мы обращаемся за помощью к различным правозащитным организациям, включая Европейский Антирасистский Центр и "Центр Визенталя", местные национальные диаспоры в России.
Удаление нацистского сайта на бесплатном хостинге
ВЫ НАШЛИ НАЦИ-САЙТ.
Примеры писем
6/01/2002 в 3.19 по Москве на адрес webmaster@deluxe.ru пришло такое сообщение:
Доброе время суток!
Сайт http://skinhead.mailru.com, размещенный на вашем хостинге содержит (мягко говоря) матералы, откровенно пропагандирующие межнациональную рознь. Более того, создатель сего "шедевра" прямо призывает к геноциду еврейского народа (см. гостевую). Даже если правила хостинга разрешают размещать сайты любого содержания (в чем я очень сильно сомневаюсь), это противоречит законодательству РФ (УК РФ, статья 136, п.1). Просим принять меры по удалению данного ресурса.

С уважением,
Администратор сайта движения "Свобода против нацизма"
Т-К»

Субкультура

Мы за свободный культурный эксперимент для каждого. За революцию в повседневной жизни, ломающей ее убогость и нищету. За новую гуманистическую культуру, самореализацию и свободное развитие всех.
(Из манифеста «Автономного действия»)

Проекты

Борьба за души, развернувшаяся по всей России, реализуется через продвижение всевозможных «культурных проектов», при посредстве СМИ и «самиздата» - в прессе и через Интернет.

Творчество Антибура Максима (Red Ant'a) - стихи, песни, проза.
НА РАЗВИЛКЕ... - Творчество, калининградский зин "Alex" и проч., проч., проч...
PUNK.RU - крупнейший портал о punk/hc-музыке.
"Pet Nihil" - сайт белорусской анархо-панк-группы.
"Contra-la-Contra" - белорусский анархо-панк.
Белорусская панк-группа "DEVIATION"
СВИН И АУ - сайт о первом российском панке Андрее "Свине" Панове.
Молодая челябинская группа "DockYard"
Панк-арт галерея Гребня
Первый персональный сайт TedIr'а - публикации, рассказы, постмодернизм и ГО.
ALEXEJ.NET - русский рок в Берлине!
Донецкая рок-группа "ЗОНА СУМЕРЕК"
ПЕСЕННИК АНАРХИСТА-ПОДПОЛЬЩИКА, ПАРТИЗАНА И РЕВОЛЮЦИОНЕРА! - титанического труда и огромной личной выдержки требовалось от составителя этого сайта, анарха из Тюмени. Проделана грандиозная историко-музыковедческая работа. Надеемся, вы оцените по достоинству...
FUTURISM.RU - энциклопедия футуризма
Фронт Радикального Искусства - радикальное, бьющее своей искренностью и нонконформизмом, творчество молодых и талантливых авторов.
ГЕТТО - сетевой социо-культурный проект.
ROCKMUSIC.RU - все о рок-музыке.
PostArt - очень интересный и красивый проект.
Голос ПГ - позитивный интернет-журнал (растафари, рэп, антифашизм и проч.)
Альтернативная и Маргинальная Культура
Неоновая Литература

Молодежные культурные проекты изобилуют произведениями, написанными и с примесью невпечатляющей эротики любопытствующего подростка, и в стиле «потока сознания» - словоблудия в псевдо-модернистской манере. На сайтах молодых нонконформистов можно встретить и претенциозную бессмыслицу, игру в слова, и тоскливые а-ля декадентские поделки под названиями «Деструкция осени», «Пепел жизни» и т.п.(что вполне характерно для юношеской «игры во взрослых»). Можно встретить и тексты туманного радикального содержания (сайт «На развилке»).

СМИ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:

ANARCHOSYNDICALISM-101 (eng)
FAU - сайт немецких анархо-синдикалистов. (deutch)
Сеть независимых СМИ "INDYMEDIA" (eng)
Russian Indymedia
РАДИКАЛЬНЫЕ НОВОСТИ
Журнал Радикальной Альтернативы и Сопротивления "АВТОНОМ"

Приобрести журнал легко.
Цена издания равна себестоимости журнала (8 руб.) + пересылка в ваш регион.

По России
(с пересылкой):
1 экз. - 16 руб.
10 экз. - 105 руб.
80 экз. - 800 руб.

Сайт "Новой Газеты" - либеральная пресса, но порой в ней появляются интересные наблюдения и заметки.
"НОВЫЙ СВЕТЪ" - газета анархистов Питера.
Antiglobalism.net - сайт сопротивления капиталистической глобализации.
«ОТДЕЛЬНЫЕ ЛИБЕРТАРНЫЕ И АНТИФА-ПРОЕКТЫ:
ANTIJOB.NM.RU - сайт в защиту трудящихся: "черные списки работодателей", классовая война, самоорганизация рабочих, солидарность.
АНАРХО-ДИСТРО - перечень и заказ леворадикальной продукции от значков и аудио-кассет до маек и журналов.
Интернет-проект "Freedom Against Nazism" (русская версия сайта)
ANTIFA.NET - международная антифашистская сеть (deutch)
Сопротивленческий сайт работников ресторана McDonalds
МАХНО.РУ - сайт, посвященный Нестору Ивановичу Махно.
Всё о Эрнесто Че Геваре !!! - (отличный, с большим колличеством информации сайт о Эрнесто Че Геваре)
НЕГАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - обсуждение актуальных политических вопросов, культурные акции, теория неомарксизма и современных левых.
АНАРХИВ - электронная анархическая библиотека.

Как правило, скинхеды и нео-радикальные организации выстраивают собственную субкультуру, которая к тому же приносит немалую прибыль. Сергей "Паук" Троицкий, например, возглавляет так называемую "Корпорацию тяжелого рока" – это довольно прибыльное предприятие, имеющее сеть магазинов, в которых среди сотен компакт - кассет и компакт - дисков с записями «металлических» групп особой популярностью пользуются альбомы «патриотического» рока «Бритоголовые идут» (то, что антифашисты называют “music of hate”). Вышло уже шесть таких альбомов с записями групп «Вандал», «Секира Перуна», «Див» и «Коловрат». Описанию этих альбомов и заметкам о российских и зарубежных группах бритоголовых обычно посвящено пять - шесть полос газеты «Московский демократ» - самого известного издания скинхедов. Большинство этих заметок заканчиваются словами: «Слава борцам за белую расу! 88!». Эти две восьмерки — часть языка скинхедовской субкультуры: латинская буква h - восьмая в алфавите, и с нее начинаются слова приветствия Hail Hitler...

Впрочем, художественный уровень этих, с позволения сказать, произведений не суть важен. По вполне «компетентной» оценке «благополучных» участников сборищ московских «панков» – концертов, шоу-фестивалей – сама музыка и выступления артистов на них играют второстепенную роль, создают фон для общения собравшихся. Естественная агрессия и экзальтация, пронизывающие толпу юных зрителей, одурманенных не столько алкоголем, сколько количеством собравшихся и их близостью друг к другу в ритуале совершаемых прыжков, интенсивных подергиваний головой (иногда оставляющих синяки на лбах, подбородках и даже губах вследствие столкновений с соседскими плечами и головами), могут в любой момент вылиться в непредсказуемый энергетический выплеск Психоз «обезумевших клоунов» из «Бэтмэна» может быть сориентирован в любом направлении.

Поэт

Максим Антибура (поэтический псевдоним – «Красный муравей») – типичный русский «нонконформист». Он - один из самых известных в своей среде поэт. Его писательские опыты – это суть мироощущения той самой молодежи, из которой планируется создать антинациональный авангард.
Творчество этого искреннего, жизнерадостного студента-первокурсника МИСИСа отличает юмор, светлый лиризм и острое сопереживание своей несчастливой стране. В списке «борцов за свободу» он оказался по той причине, что у него «свободолюбивое, патриотическое в какой-то мере, но в то же время организованное» мышление». Истоки своего «анархизма» он описал в очерке «О себе»: «В 9 классе Олег Кузнецов, мой одноклассник, написал свой первый стих…

Мы учимся в классе
В поте лица
На каждом лице
Ожиданье конца

Мне понравилось, и я тоже решил сочинять стихи. В начале они получались свободолюбивые, о том, как ученикам трудно жить.»

Этот добрый, хороший юноша традиционно воспитан - он любит свою семью: «Наконец-то удалось съездить в мой второй дом: военный городок, где живет моя бабушка» («мысли в вагоне метро»). Его анархизм – не более, чем мечта романтика «с глазами, горящими в полной темноте» о героическом, мечта о счастье: «Спасти мир и обрести Свободу, украсть Мечту и посвятить ей стих. Подставить спину ветру надежды…».
Стремление совершать героические поступки, «стать под знамя» – это один из мотивов образования молодежных группировок:

…Сараи мыслей на засов,
И лишь приказы выполнять.
На выбор много мне путей,
Летящих в стороны дорог,
Я целюсь прямо в королей
И нажимаю на курок. («Неизвестная судьба»)

На стенах надписи «Победа!
Вперед! Ура!» - и там еще.
Кто победил – нам не известно,
Кому «ура!» - нам все равно. («Моменты»)

Наша молодежь - не тупая аморфная масса, какой ее хотелось бы видеть заказчикам анархистских проектов. Она будет помнить все, что происходит со страной, и оценивать по-своему: «Отчетливо помню, как в 1993 из школы меня впервые забрал папа, тогда всей школе сказали, что к нам идут танки (надеюсь все помнят события 1993 года?)» ( «О себе»). Генетическая память не позволит им связать будущее с ройно-физиологической стаей, потому что жизнь русского человека веками определялась другим коллективизмом – духовно-соборным: «Каждому достаточно маленького кружка людей, которые помогут, которые будут окружать любовью и лаской… Войти в этот кружок можно искренностью, правдой, и я отвечу взаимностью, и будет завтра…». Нет и намека на индивидуализм, проповедуемый западными учениями! «В этой жизни я хочу…стремиться к центру, к смыслу» - вот кредо молодого человека, определяющее его искания.
Юный поэт остро чувствует и красоту мира, и его несовершенство:

Задавлена войнами зелёная планета,
Прощается с счастьем двуглавая комета.
На небе звёздочки как в стакане горошины,
И солнца луч как гость не прошеный («Предельное существование»)

Звучит недоверие к российской власти:

Верхушкам получено право
Решать за других все дела…
Писать все законы, не слушать,
Не слушать, что люди хотят…
Характер особый у вас -
С улыбкой о правде твердите,
Серьёзно вы лжёте подчас,
Последнюю речь говорите
Опомниться бы поскорее,
Взобраться на самый верх
И прокричать могучему зверю:
Не верю! Не верю! - Прощальный свой ответ («Последний ответ»)

Критически жизнь оценить - не проблема,
А что-то улучшить - вот это беда,
Правдивых речей сложна теорема,
Широких карманов видна глубина («Дано право»)

Проповедь оголтелой свободы разбивается о высокую духовность этих стихов:

Частичка мира осознанна,
Чтобы быть живой навеки.
Кусочек веры воссозданной
Затаился вновь в человеке («Частичка мира»)

Ты согреваешь меня светом, идущим как бы изнутри
И обдуваешь меня ветром,
Так нужным далеко вдали.

На дымной кухне прошепчу,
И в унисон собаки вой,
Моя душа, о как я счастлив,
Что не расстался я с тобой. («Душа»)

Молодежь сама не верит тем лозунгам, под которыми группируется. Развенчаны идеалы анархистов:

А люди все братья - доказано верно
Ламарком в теории жизни путей,
И вот эти братья в глазах наших меркнут,
Пуская друг в друга концы их ножей…
Я голову вскину и, небо примеря,
Пойму, что нуля я добился, всё врав… («Дано право»)

Предельное существование перекрыло волю к жизни,
Вся вера накоплена в пустом атеизме.

В подъездах надписи - современное зодчество,
Не пойман - не вор но всё же дни отрочества. («Предельное существование»)

Ответом всем демагогам и бросившим молодежь на произвол судьбы российским властям звучат строки:

Для дурака - река мелка,
А он дурак - ему туда.
Идёт вперёд и не свернуть,
Дороги нет - проложит путь.

Заборы он перешагнёт,
Идёт вперёд, идёт вперёд.
А он кричит:"А я дурак!
И в этом мире всё не так.

Мне в этом мире тяжело,
Вокруг смеются мне назло,
Пусть я дурак, но всё таки
Вы все такие же дураки!"

А он живёт в стране большой,
Немного взвод, немного строй,
А он дурак, а он каков -
Живёт в стране дураков.

А в мире все смеются тоже,
Что дураки-то все похожи,
Не понимают, дураки,
Что они тоже дураки.

Умнее всех себя считал,
А оказалось, что соврал,
Всегда найдутся дураки,
Которые умней чем ты. («Дураки»)


Эффект

Целый месяц в России бушует кленовое пламя
Прорастает последний женьшень из нападавших звёзд
Я стараюсь повыше держать обгоревшее знамя
И к священной оккультной войне относится всерьёз

( С сайта “PostArt”)

Вероятно, затраты на разработку стратегий и технологий воздействия на российскую молодежь существенны. Каков эффект всех этих усилий?

Психологический и идеологический прессинг на молодежь России велик. Первый канал российского телевидения – не позиционирует себя как анархистская организация, однако в ближайшее время Светлана Сорокина начнет вести на нем новое «ток-шоу» «Основной инстинкт», под таковым понимая, по ее высказыванию, «инстинкт сохранения личности». А ведь если вдуматься, это та же проповедь анархистского стайного индивидуализма. Основной инстинкт, как учили великие творцы учений об эволюции, направлен на сохранение ВИДА, а не особи. Вне общества особь ЛИЧНОСТЬЮ быть не может.

Анализ большого числа содержимого сайтов дает надежду полагать, что действия манипуляторов молодежным сознанием не достигают цели. «Сборник-песенник» «анарха-подпольщика из Тюмени» в сайте «ПЕСЕННИК АНАРХИСТА-ПОДПОЛЬЩИКА, ПАРТИЗАНА И РЕВОЛЮЦИОНЕРА!» - это ценная коллекция огромного числа песен начала 20-го века, Гражданской и Отечественной войн, романсов и др. Сайт содержит затерянные тексты песен начала века и образцы народного творчества. По сути, проделана объемная работа филолога-фольклориста, популяризатора русской культуры. Огромный культурологический ресурс из произведений, посвященных язычеству, представляет собой сайт www.paganism.ru . Таким образом, идеологическая составляющая – заданная как антинациональная - размывается глубиной исследования национально-исторических культурных феноменов. Программа внедрения язычества в молодежную культуру не только не устраняет национальный фактор, но усиливает его: в большинстве случаев тяга к язычеству объясняется тем, что молодые люди стремятся проникнуть к истокам русской культуры, русской истории и традиции, понять, кто они и откуда пришли. Мероприятия, организуемые воинствующими псевдо-язычниками – вроде выставки "Осторожно, религия!" с шаманами и тантрами, проводимой в Сахаровском центре в январе, - воспринимаются как одиозные и кощунственные. Как известно, выставка была разгромлена леворадикалами.

Изучая глубже деятельность молодежных течений, творчество юных «анархистов», «антифашистов» и пр., приходишь к пониманию того, что эти явления – не более, чем «выдавание желаемого за действительное» со стороны организаторов, а с другой стороны – поза, игра в серьезную деятельность, сублимация инстинкта группирования. Эти движения предполагают вовлечение в них прежде всего благополучной, «продвинутой» молодежи. Ведь быть, скажем, «добрым панком» - недешево: посещение панк-концертов требует особой, довольно дорогой экипировки и парфюмерии, немалых денег на билет, а чтобы проповедовать «расовую терпимость» в Интернете, нужно располагать персональным компьютером с выходом в Сеть. Но у благополучных подростков нет нужды в социальном протесте, панк-концерты для них – карнавалы, и к осознанной борьбе с кем-либо они еще не готовы.

Возможности антифашистской, антирасистской и т.п. деятельности в России невелики: во-первых, нет объекта для этой борьбы. Во-вторых, финансы, направляемые на развитие этой деятельности, как и любой другой, инициируемой из-за границы, как правило, попадают в руки ловкачей, которым вся глубинная подоплека их работы глубоко безразлична. Их отчетность ограничивается созданием ряда сайтов, часто бессодержательных, для молодежи мало интересных и поэтому крайне низко посещаемых (часто одно-два посещения в день). \

Остро чувствуешь боль и ответственность за детей, мечущихся между желанием справедливости и нерусскими лозунгами, когда читаешь их стихи. В этих немудреных опусах - все то, что не уничтожить никакими привнесенными извне теориями, то, что определяет духовную сущность русской молодежи и прорастает из глубины ее генетической памяти: мама, любовь к девушке, «солнца луч», «сила небесная, сила неземная».

Весёлый лист - как чёрт из табакерки
Весенний бог творит свои дела
В его пустой, но право славной церкви
Ударят в куполах колокола... (С сайта PostArt)


Заключение

Националистические организации в России контролирует Управление ФСБ по борьбе с экстремизмом и региональным сепаратизмом.

Вот мнение, прозвучавшее в центре общественных связей ФСБ: «Их (скинхедов) деятельность - один из аспектов нашей работы, причем основное внимание мы уделяем именно экстремистской составляющей. Когда они выходят за рамки социальной безопасности - организуют массовые беспорядки или теракты, с нашей стороны начинается репрессивный момент: мы предупреждаем их о возможности прекращения деятельности организации, либо, как в случае с Лимоновым, обвиняем в терроризме и создании бандформирований. Однако на откровенно экстремистские действия националисты идут редко, ограничиваясь нападениями на иностранцев и кавказцев».

Московские власти, как и федеральные органы, готовы, в случае нарушения порядка, квалифицировать деятельность групп скинхедов, антиглобалистов, неомарксистов и пр. как хулиганскую, не пытаясь разобраться в мотивах и первопричинах действий.

Тем более власти не пытаются ответить на вопрос: кто организует и координирует все эти разрозненные группы, которые, так или иначе, оказываются в одном списке? Кто финансирует их передвижение, компьютерное освещение, печатание листовок и пр.? Кто разрабатывает непривычные для русского слуха изощренные доктрины и пропагандирует их в компьютерной сети?

Что делать? Прежде всего, должна быть разработана государственная программа работы с молодежью. Проекты вроде Отрядов Армии содействия партии «Единая Россия» - тимуровцев нового времени – или «Идущих вместе» есть не более, чем профанация молодежных движений. Помощь старикам и протест против книг хулигана от литературы Сорокина важны, но не настолько, чтобы создать ВООДУШЕВЛЕНИЕ, способное подвигнуть на выполнение «Священного Долга».

Все проблемы, касающиеся молодежи, как и большой ряд других проблем национальной значимости, имеет смысл детально анализировать и правильно оценивать лишь в том случае, если в стране ВООБЩЕ есть воля к сохранению и усилению России как государства.

В статьях использовались материалы сайта http://antiglobalfff.narod.ru

 

 


Глобализация Устойчивое развитие Духовные основы Образ будущего Главная Библиотека