О сайте Новости События Контакты Ссылки Форум

 

 

наш партнер: Специальная информационная служба

Независимый аналитический сайт

Международный российский форум

Инновационная политика России



проект Геополитика

Форум «Высокие технологии XXI века»

Интеллектуальные ресурсы в развитии экономики
и проблема обеспечения интеллектуальной безопасности России

К.К. Колин, д.т.н., профессор,

Институт проблем информатики РАН

1.Новый экономический курс развития России: кадры решают все!

Президент России В.В. Путин поставил перед правительством нашей страны стратегическую задачу: к 2010 году ВВП Росси должен быть удвоен. Насколько реалистичной является постановка этой задачи? Имеются ли в России ресурсы для ее практического решения? Эти вопросы сегодня должны стать первостепенными не только для экономистов и политологов, они являются ключевыми для всей стратегии дальнейшего развития нашей страны, так как ответы на них определяют ее будущее.

Правительство Касьянова, да и он сам, не разделяло точки зрения Президента Р.Ф. на необходимые темпы экономического развития страны, считая поставленную им задачу практически невыполнимой, что и явилось одной из главных причин досрочной отставки этого правительства. А как же выглядит ситуация на самом деле? Конечно же, удвоить ВВП за шесть лет только за счет прироста добычи и экспорта энергоносителей вряд ли возможно. Да и цены на них за этот период могут существенно измениться. Но ведь многие другие развитые страны мира собственных энергоносителей вообще не имеют и, тем не менее, успешно развивают свою экономику и обеспечивают высокий уровень жизни населения. Характерным примером здесь может служить Япония, где при численности населения порядка 125 млн. человек объем ВВП составляет около 2,5 трлн. Долларов, т.е. превосходит ВВП России более чем в 5 раз!

Чем обусловлен этот экономический феномен? Ответ известен: в Японии доминирует технологическая ориентация экономики и эффективно используются интеллектуальные ресурсы нации, что с лихвой и компенсирует отсутствие собственных сырьевых ресурсов. Аналогичная ситуация наблюдается сегодня в Южной Корее, на Тайване, в Сингапуре и во многих других странах мира, сделавших ставку на стратегию технологического развития. Эта ситуация общеизвестна и многократно обсуждалась на научных и экономических форумах. Вопрос для нас сегодня заключается в другом: почему не используется интеллектуальный потенциал России? Да и сохранился ли еще этот потенциал или же он уже в значительной степени утрачен? А может быть, этот потенциал недостаточен для перехода от сырьевой модели экономики на путь технологического развития, как этого и требует Президент России от своего правительства? Попытка ответить на эти вопросы и является целью данной работы.

2. Распределение квалифицированной рабочей силы в мировом сообществе

и его влияние на уровень развития экономики

Ответы на поставленные выше вопросы можно получить, если проанализировать зависимости уровня экономического развития некоторых стран мира от уровня квалификации их рабочей силы. В приведенной ниже таблице представлены данные о распределении мировых ресурсов квалифицированной рабочей силы (КРС) между некоторыми странами. При этом в состав КРС здесь включены специалисты, имеющие образование не ниже «среднего специального». Эти данные получены из различных источников и поэтому дают лишь общее представление о концентрации высокообразованного персонала в различных странах мира в конце 20-го века (1997-1998гг.). Тем не менее, они позволяют сделать несколько принципиально важных выводов относительно интеллектуального потенциала этих стран и эффективности его использования.

Зависимость экономического развития некоторых стран мира
от уровня квалификации их рабочей силы

№ п.п.

Страна

Численность населения

(млн. чел.)

ВВП

(млрд. долл.)

Доля мирового ресурса КРС

Уровень квалификации рабочей силы

1.

США

275

9500

22%

8%

2.

Япония

125

2500

9%

7,2%

3.

Россия

145

450

16%

11%

4.

Китай

1300

1500

10%

0,8%

Так например, Япония имеет всего 9% мирового ресурса КРС (против 16% в России), но обеспечивает при этом в пять раз более высокий уровень ВВП по сравнению с российским. О чем это свидетельствует? Лишь о том, что российский интеллектуальный потенциал сегодня в отечественной экономике практически не используется. А ведь уровень квалификации рабочей силы в нашей стране является сегодня самым высоким в мире. Об этом весьма убедительно свидетельствуют данные, приведенные в послей графе таблицы. В ней указаны относительные значения КРС, приходящиеся на каждые 100 млн. численности населения страны, что позволяет сравнивать между собой уровни развития квалифицированной рабочей силы в различных по численности населения странах.

Как следует из приведенных данных, по этому показателю Россия является мировым лидером и далеко опережает другие развитые в экономическом отношении страны (например, Японию - в полтора раза, а США – почти на 40%).

Таким образом, интеллектуальные ресурсы для развития технологически ориентированной экономике сегодня в Росси еще есть. И этот ресурс вполне достаточен не только для удвоения ВВП, но и для достижения куда более высоких экономических показателей. Поэтому поставленная Президентом России задача обеспечения быстрого роста нашей экономики является вполне реалистичной и в необходимой степени обеспеченной интеллектуальными кадровыми ресурсами. Необходимо только одно – решительные действия нового Правительства Росси по изменению сырьевой ориентации экономики нашей страны и переходу сначала к технологической, а затем и к инновационной модели экономики, которая и является наиболее эффективной и приемлемой для России. «Россия не должна быть больше сырьевым донором для развитых стран» - эти слова Президента России В.В. Путина в его выступлении по центральному телевидению в марте 2004 года и должны стать сегодня стратегическим ориентиром для практической деятельности нового Правительства России.

3. Обеспечение интеллектуальной безопасности страны – новая социально – экономическая проблема России

Интеллектуальный потенциал современной России огромен. Достаточно указать, что только в системе высшей школы нашей страны сегодня насчитывается около 34 тыс. докторов и более 137 тыс. кандидатов наук. Это колоссальный интеллектуальный потенциал, который сегодня практически не используется и поэтому в ближайшие годы может быть утрачен. Страна оказалась перед лицом новой глобальной проблемы, которую следует квалифицировать как проблему обеспечения интеллектуальной безопасности и рассматривать ее как важнейшую составляющую общей проблемы обеспечения национальной безопасности России.

На основные факторы, обуславливающие формирование этой новой проблемы, указал Президент России В.В. Путин в своем выступлении на заседании Совета при Президенте Р.Ф. по науке и высоким технологиям в феврале 2004 года . При этом он отметил следующие три основных фактора:

Продолжающийся отток интеллектуальных кадровых ресурсов из Росси в Европу и США в результате их невостребованности в собственной стране, низкой оплаты труда и отсутствия необходимых условий для эффективной научной и инвестиционной деятельности.

Фрагментарность и бессистемность в решении кадровых проблем молодежи в науке, которая не видит для себя в этой области реальной перспективы.

Старение научных кадров и связанную с этим реальную опасность утраты преемственности поколений в науке.

Влияние последнего из перечисленных выше факторов представляется сегодня наиболее опасным, так как доля специалистов и ученых молодого и среднего возраста

В России быстро сокращается. Так средний возраст исследователей составляет сегодня 49 лет, кандидатов наук – 53 года, докторов наук –61 год. Если же принять во внимание. Что средняя продолжительность жизни в Росси оценивается сегодня величиной порядка 63-64 года, то становится понятным, насколько остра и актуальна проблема сохранения научных школ не только в академической, но и в отраслевой науке, а также в системе образования.

Сложившаяся здесь ситуация не может квалифицироваться иначе как чрезвычайная. Поэтому и меры по решению данной проблемы должны быть адекватными. При этом решение должно быть системным и искать его нужно не только на федеральном и региональном уровнях, но также и в сфере бизнеса. Ведь если время будет упущено, то через 5-7 лет уже никакие организационные меры и финансовые влияния не помогут. Потребуется не одно десятилетие для того, чтобы как-то поправить ситуацию. Однако многие еще существующие сегодня научные школы утратят своих лидеров и прекратят существование.

Почему сегодня плохо используется интеллектуальный

потенциал высшей школы России?

Ранее было показано, что высшая школа Росси обладает очень большим интеллектуальным потенциалом. Почему же этот потенциал сегодня так плохо используется в интересах развития нашей экономики? Причин здесь несколько. Одна из них в том, что российские вузы сегодня не имеют юридического статуса научных организаций и поэтому в них возникает масса проблем с материальным обеспечением и финансированием научных исследований. При этом наиболее острой является проблема оплаты труда научных работников и инженерно-технического персонала научных лабораторий. Дело в том, что эти категории специалистов вузов не имеют главного - стабильной базовой зарплаты, так как порядок их труда и деятельности основного профессорско – преподавательского состава вузов существенным образом различаются.

Научные работники вузов, даже имеющие ученые степени и звания, находятся сегодня в унизительном положении временно работающих специалистов «второго сорта», которые лишены гарантированной финансовой поддержки своей деятельности и поэтому вынуждены постоянную борьбу за выживание обращаясь за грантами в различные научные фонды. Естественно, что в таких условиях ни о какой стабильной исследовательской деятельности не может быть и речи. А ведь мы все время говорим о необходимости активно привлекать к этой деятельности и студентов, и аспирантов вузов, так как без научных исследований не может быть и качественного образования.

Именно поэтому численность персонала в вузовских НИИ и исследовательских лабораториях за последние годы сильно сократилась (по некоторым оценкам, в 5-7 раз). Да и сами объемы научных исследований и разработок во многих вузах далеко не соответствуют имеющемуся в них интеллектуальному потенциалу. Решение данной проблемы требует безотлагательных действий со стороны руководства нашей страны, которые должны восстановить правовой статус научных работников вузов и стимулировать развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности в высшей школе России. В качестве первого шага здесь был бы очень полезен специальный указ Президента России, который содержал бы соответствующие поручения правительству и нашим законодателям.

Сегодня России крайне необходимо СЛОВО !

К сожалению, обе рассмотренные выше глобальные проблемы дальнейшего развития России, которые в феврале и марте 2004 года были поставлены президентом нашей страны, не нашли должного резонанса в российском обществе. Ведь если не считать нескольких весьма кратких публикаций в газете «Поиск» и двух-трех еще более кратких фрагментов из выступления В.В. Путина, показанных по телевидению, то ни проблема «инновационного прорыва России» с отказом от дальнейшей сырьевой ориентации нашей экономики, ни проблема обеспечения интеллектуальной безопасности страны практически нигде должным образом и не обсуждались. Не было по этому поводу ни парламентских слушаний в Государственной Думе России, ни специальных заседаний правительства, ни теледебатов по телевидению, ни сколько-нибудь заметных публикаций в газетах или журналах.

Создается впечатление, что эти принципиально важные заявления Президента нашей страны о необходимости кардинальных изменений в стратегии ее дальнейшего развития специально замалчиваются. И поэтому возникают вполне естественные вопросы о том, почему это происходит и кто в очередной раз «подставляет» нашего Президента? Ведь если после таких программных заявлений главы государства в этом государстве ничего не начинает изменяться, то эти заявления становятся пустыми декларациями и начинают восприниматься в обществе лишь как предвыборные обещания, которые никто и не собирается практически выполнять. А это уже серьезный удар по авторитету Президента страны, которого в очередной раз «подставляет» его ближайшее окружение.

Правда, один практический шаг в направлении поддержки интеллектуального потенциала страны наш президент уже сделал. Своим указом он установил государственные стипендии в размере 20 тыс. рублей ведущим конструкторам оборонного комплекса страны. Специалистами ВПК это решение было воспринято как знаковое событие, которое вселяет надежду на то, что позитивные изменения в данной области уже не за горами. Хотя стипендий этих еще никто не получал, а уже ходят слухи о том, что их количество будет весьма ограниченным (по некоторым данным, не более 400).

Однако, сегодня крайне необходимым является и другой практический шаг Президента России – нужен его Указ об изменении стратегического курса дальнейшего развития российской экономики, ее перевода на подготовку и реализацию того «инновационного прорыва России», о котором и заявил В.В. Путин в своем мартовском выступлении по центральному телевидению. Только тогда российские чиновники и депутаты не смогут далее замалчивать и практически саботировать это заявление, а окажутся перед дилеммой: начинать практическую деятельность по реализации этого решения или же подавать в отставку не дожидаясь своего увольнения по причине профессиональной непригодности.

В заключение хотелось бы указать еще на одно исключительно важное условие формирования и практического осуществления новой, инновационной стратегии развития России. Этой стратегии сегодня крайне необходима мощная и постоянная информационная поддержка. Причем осуществляться она должна на всех уровнях – от телевидения и центральных газет до пропагандистских выступлений видных ученых, политиков и деятелей культуры. Анализ ситуации в области общественного сознания граждан современной России показывает, что сегодня нужна именно пропаганда, а не популяризация достижений науки, техники и технологий. Только после существенных сдвигов в массовом сознании российского общества можно надеяться на реальные успехи в новой экономической политике нашей страны, объявленной Президентом России. Сегодня его практически не слышат в обществе. Не слышат потому, что сформулированные им новые стратегические цели еще не осознаны обществом и не воспринимаются им как практические задачи, затрагивающие личные интересы каждого члена этого общества.

Об этой специфической особенности российской ментальности в свое время писали и академик И.П. Павлов, и академик Н.Н. Моисеев. России нужно СЛОВО. Сегодня это СЛОВО найдено и уже сказано Президентом нашей страны. Это СЛОВО – ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОРЫВ РОССИИ. Теперь необходимо сделать так, чтобы это СЛОВО было услышано. Вот в чем главная задача сегодня! И в первую очередь это задача нового Министерства культуры и массовой информации России. Так что его руководителю придется на время оставить свой рояль. Господин Соколов, пора действовать: объявлен Ваш выход!

 


Глобализация Устойчивое развитие Духовные основы Образ будущего Главная Библиотека