О сайте Новости События Контакты Ссылки Форум

 

 

наш партнер: Специальная информационная служба

Независимый аналитический сайт

Лимарев В.Н.

Моральные истоки Западной цивилизации

На рубеже 12 -13 веков в Европе наступил переломный момент её истории: произошел пассионарный толчок, который привел к появлению современной Западной цивилизации.

Проследим, как происходило формирование новых этнических ценностей.

1. Знакомство европейцев с культурными достижениями Востока.

В 12 веке в обществе наступил кризис доверия к католической церкви.

Организованные церковью крестовые походы не принесли удовлетворения рядовым католикам, так как обогатилась церковь и погрязла в «распутстве».

Во время крестовых походов монахи познакомились с достижениями развитого мусульманского общества. В этот период на востоке в переводе на арабский язык изучались труды древнегреческих философов, ученые арабы создали свои произведения, развивая мысли философов древности. В Багдаде в 9 веке были созданы дома науки, где изучали труды Аристотеля. Под их влиянием матазилит (религиозное течение ислама) Маздар утверждал: «Разум обязывает человека знать Бога со всеми его постановлениями и свойствами независимо от откровения».

Диковинные книги поступили в Европу с Ближнего Востока и Испании. Ученые монахи засели за перевод их с арабского (иногда и древнегреческого) языка на латынь.

2. Монахи требуют церковных реформ.

Пьер Абеляр и Гуго Сен- Викторий стали предвестниками перемен в средневековой Европе.

Пьер Абеляр:

1)Высказал необходимость пересмотра христианской догматики, исключения из нее многочисленных противоречий и неувязок

2) Определил методологию научного подхода с помощью логического мышления находить и объяснять противоречия.

3) Обратил внимание на труды древне греческих философов и высказал мысль, что они занимались богоугодным делом.

4) Высказал мысль, что главным для церкви является нравственное воспитание людей своим примером. Он делал упор на осознанную нравственность.

Гуго Сен-Викторий:

1)      Выдвинул идею, что неграмотному человеку не понять божественных истин и призвал создавать мирские школы.

Новые идеи начали будоражить умы ученых-монахов и стали восприниматься официальной церковью как ересь. В начале тринадцатого века изучение трудов мыслителей Востока было запрещено в учебных заведениях.

С этого времени во всех учебных заведениях разрешалось преподавать только каноническое право. Юридический факультет в Парижском университете превратился в факультет канонического права.

В 1231 году, после того, как папой стал Григорий IX, были отменены запреты на изучение древнеримских философов в университетах.

3. Альберт Великий и Фома Аквинский при поддержке папы Григорий IX начинают реформу образования в средневековом обществе.

На этот период приходится пик активности Альберта Великого.

Альберт Великий (ок.1200-1280) – граф Больштедский, доминиканский монах.

Альберт был первым из средневековых мыслителей, кто провел четкую границу между теологическим знанием и знанием научным.

Альберт провозглашал самостоятельную ценность светской учености, а также подчеркивал роль чувствительного восприятия и эмпирического наблюдения в познании природы. С точки зрения Альберта Великого, философия Аристотеля представляла собой высочайшее достижение человеческого разума, которого можно добиться без помощи христианского вдохновения.

Фоме Аквинскому, ученику Альберта Великого, по наследству от учителя перешла следующая задача: установление духовного контроля доминиканского ордена над сферами теоретического богословия и образования, внедрение разработанной практики обучения во всех европейских университетах и других учебных заведениях.

4. Нищенские ордена проводят реформу церковного образования в Европе.

После того, как великие философы Альберт Великий и Фома Аквинский сформировали основные принципы обучения людей религиозным знаниям, нищенские монашеские ордена стали вести активную пропаганду их идей.

Их деятельность активно поддерживалась папой римским и находила понимание среди народа, поэтому они отодвинули на второй план старые монашеские ордена. Францисканцы и доминиканцы (нищенские ордена), считали преподавание частной формой проповеди, и борьбу за право преподавать в Европейских университетах повсеместно выигрывали. Они сосредоточили в своих руках почти все народное образование.

************

Даная статья – суть выдержки из большой работы.

Для подробного ознакомления с моральными истоками Западной цивилизации необходимо ознакомиться с полным вариантом статьи на сайте «История цивилизованного человечества» http://new-history2005.narod.ru

Упомянутая работа создана в соответствии с «теорией эволюции жизни во Вселенной».

Для однозначности понимания изложенного в статье автор рекомендует пользоваться разделом «Эволюция жизни: термины и определения» на сайте: http://limarev10.narod.ru

 


Глобализация Устойчивое развитие Духовные основы Образ будущего Главная Библиотека