О сайте Новости События Контакты Ссылки Форум

 

 

наш партнер: Специальная информационная служба

Независимый аналитический сайт

Международный российский форум

Инновационная политика России



проект Геополитика

Кушниренко А. К.
Руководитель Департамента тарифного регулирования и мер защиты внутреннего рынка Министерства экономического развития и торговли РФ

Основным элементом переговоров о доступе иностранных товаров на российский рынок является максимальная величина таможенных пошлин, которые Россия сможет устанавливать после присоединения к ВТО. Однако этот элемент далеко не самый главный, потому что остальные элементы переговорного процесса касаются таможенных процедур и технических мер, которые позволяют регулировать импорт товаров на рынок той или иной страны. Таможенные органы нашей страны используют различные методы влияния на объем, структуру и направленность импорта. Таможенные процедуры представляют собой наиболее очевидный способ защиты и регулирования рынка и играют в наших условиях фискальную роль.

Ведя переговоры об уровне пошлин, мы исходим из следующего принципа: ни по одной из 11 000 товарных позиций с момента присоединения к ВТО пошлины снижена не будут. После присоединения в течение некоторого периода времени, различного для разных товаров (этот срок обсуждаемый и переговариваемый как с представителями российской промышленности, так и с иностранными партнерами), некоторые пошлины могут незначительно снижаться. Данное снижение будет гораздо меньше, чем изменения, произошедшие с тарифами за последние два года. Полтора года назад были снижены пошлины по очень широкому кругу товаров с 30% до 20% в течение двух-трех месяцев. Я не назову ни одного товара, по которому в ходе переговоров пошлина была бы снижена на 10%. По всем позициям снижение гораздо меньше и растянуто по времени в течение 3-5-7 лет в зависимости от чувствительности товара, что означает по меньшей мере 5-7-9 лет с момента нашего разговора.

Действительно, очень многое определяется рекомендациями российской промышленности - особенно, когда мы подошли к обсуждению конкретных цифр, содержащихся в, тарифных предложений партнеров. Не во всех отраслях относятся индифферентно к вступлению в ВТО. Неплохие расчеты представил лесобумажный комплекс, после длительной дискуссии сформулировала свою позицию текстильная и легкая промышленность, некоторые машиностроительные отрасли, металлурги. В высокотехнологичном комплексе присутствуют отдельные предложения и рекомендации отдельных производителей, однако нет общего видения процесса. Чем более серьезнее выдвигаемы предложения, тем более ответственными и взвешенными они должны быть. Если при современном уровне защиты на какой-либо товар в 5-10% дается предложение о его повышении до 30-40-50%, надо отдавать себе отчет как в реальности его реализации независимо от процесса присоединения, так и его воздействии на промышленных потребителей. Зачастую авторы таких рекомендаций не отдают себе отчет в последствиях сделанных ими предложений.

График переговоров достаточно жесткий, и промедление в несколько месяцев может привести к погрешностям и ошибкам нашей страны в условиях отсутствия конкретных рекомендаций со стороны высокотехнологического комплекса. Мы не собираемся присоединяться к Соглашению о торговле гражданской авиатехникой, которое состоит из двух базовых элементов - отказа от какой-либо государственной поддержки производителей и введения беспошлинной торговли готовыми изделиями и комплектующими. Принципиально отказываясь от присоединения к данному Соглашению, мы тем не менее должны достичь некоторого компромисса с партнерами.

Со стороны промышленников мы получили блестящий анализ современного состояния авиастроения, содержащий несколько сценарных вариантов его развития, но к сожалению ничего не говорящий об уровне тарифной защиты по всей номенклатуре изделий. Например, на основе объемного материала делается следующий вывод: парк самолетов стареет, самолеты не производятся, нам грозит утрата не только международных, но и доли внутренних грузовых и пассажирских перевозок, поэтому необходимо повысить в 2-3 раза пошлины на импортные самолеты. За последние 10 лет в России не было куплено ни одного импортного самолета даже при существующих пошлинах в 20-30%. Все импортные самолеты были завезены по лизингу, где пошлина вообще не играет никакой роли. Непонятна связь между устареванием парка авиатехники, разрушением производства и ростом пошлин.

Мы приглашаем всех производителей к участию в выработке рекомендаций, которую осуществляет Министерство промышленности, науки и технологий РФ. Необходимо решить, на какие элементы самолета (убранство, навигационные устройства) пошлины можно и нужно снижать. По основной массе двигательной части пошлины целесообразно оставить на текущем уровне - 10-15%. Хотя могут быть исключения: недавно обратились вертолетчики, чтобы по определенному типу двигателя пошлины снизить. Пошлины на готовые самолеты следует оставить на сегодняшнем уровне с тем, чтобы в перспективе снизить на самолеты малой, легкой и деловой авиации до разумной величины. Такой вариант может быть основой для достижения компромисса с нашими партнерами. Тогда вопрос о присоединения к Соглашению о торговле гражданской авиатехникой может быть снят. Аналогичные компромиссы возможны и в других сферах.

В целом, к товарам высоких технологий особых претензий со стороны иностранных партнеров нет, т. к. здесь уровень пошлин и сегодня не очень высок. Конфликт все-таки лежит в области гражданской авиатехники.

Мерами защиты отечественных производителей может быть не только выстроенный на пути товаров барьер таможенных пошлин. Это и создание благоприятных условий для производства за счет снижения пошлин на комплектующие, технологическое оборудование, что мы тоже готовы обсуждать в рамках переговоров по ВТО, если вы дадите конкретные рекомендации.

 


Глобализация Устойчивое развитие Духовные основы Образ будущего Главная Библиотека