О сайте Новости События Контакты Ссылки Форум

 

 

наш партнер: Специальная информационная служба

Независимый аналитический сайт

Международный российский форум

Инновационная политика России



проект Геополитика

Сироткин Олег Сергеевич
Генеральный директор Национального института авиационных технологий

Наличие связи между экономической безопасностью и конкурентоспособностью государства безусловно и неоспоримо. Конкурентоспособность - и есть тот параметр, управляя которым страна решает проблему обеспечения национальной безопасности. Единственным ответом на демографические, экологические и социальные проблемы является повышение конкурентоспособности национальной промышленности.

Пока топливно-энергетический комплекс и сырьевая часть в целом производят около 70% ВВП России. Однако качественный прорыв данных отраслей в глобальном масштабе вряд ли ожидаем. В сырьевой зоне существует объективный лимит естественных ограничений, который даже при вложении триллионов долларов не позволит приблизиться России к экономически развитым странам. Нефтяными компаниями разработаны мощнейшие программы по глобализации деятельности, которые по идеологической постановке проблемы опережают наукоемкие отрасли на 10-15 лет. Глобализация представляет собой управляемый системный процесс, и через пять лет эти программы дадут потрясающий эффект. Оборонно-промышленный комплекс, считающий себя элитой, значительно отстает в построении современных бизнес-процессов.

Для преодоления сложившейся ситуации, во-первых, необходим рост ВВП в 3-4 раза за счет увеличения производства наукоемкой продукции. В структуре ВВП развитых стран сырьевые отрасли составляют 5-7%, высокая наука - 3-5%, а остальная часть приходится на так называемую наукоемкую продукцию. В России пока наблюдается провал в данном секторе, и соответственно мы не можем претендовать даже на малую долю мирового рынка.

Вхождение в международную наукоемкую среду осуществляется параллельно по двум направлениям - повышение конкурентоспособности продукта и активная борьба за рынки. Базой для стратегического планирования должен стать анализ структуры международного рынка наукоемкой продукции и выделение ниш, на которые реально способна претендовать Россия.

Если рассматривать наукоемкую продукцию через призму макротехнологий, то она укладывается в 50 технологий. До сих пор не названы конкурентные приоритеты - какие из этих технологий целесообразно развивать в России. Раньше Соединенные Штаты вели 38 технологий. После утери 18 технологий они сдали позиции и на соответствующих рынках. Сингапур обладает единственной технологией, которая ежегодно приносит доход в 73 млрд. долларов.

Экономическая модель развития страны не влияет на конкурентоспособность ее производителей. Почему в рамках "золотого миллиарда" одна компания имеет производительность труда в 3-5 раз больше, чем другая? Экономическая теория не дает ответа на этот вопрос.

Объективно мы можем вытянуть в конкурентной борьбе 5-7 технологий в области авиации, космоса, электроники, энергетики, но пока ни по одной из них мы не конкурентны ввиду нехватки суммы базы знаний. Технологический потенциал российской промышленности сосредоточен главным образом в машиностроении, а его доля в ВВП составляет всего 19% при том, что номинальное количество заводов в отрасли превышает мощности всей Европы.

В течение трех лет Евро-российский консорциум пытался интегрировать лучшую отечественную фирму "ТУПОЛЕВ" в европейское авиационное производство. Концерн Airbus Industrie предложил нам 20% от авиационной программы (38 млрд. долларов). В процессе подготовки мы определили сумму инвестиций, необходимую для восполнения недостающей базы знаний. Вложив эти средства сейчас, через 5-10 лет мы могли бы выйти на рынок наукоемкой продукции на 250 млрд. долларов. Если в странах Юго-Восточной Азии были инсталлированы западные технологии, у нас есть возможность самостоятельно создать макротехнологию, но какие-то ее элементы придется докупать.

Определение технологических приоритетов и их реализация в рамках научно-технической и промышленной политики и есть целевая задача для Правительства и Совета Безопасности, которые должны распределить ответственность и контролировать ход работ и расходование средств.

Назвав 5-7 приоритетных макротехнологий, давайте вырастим на их основе 50 компаний-чемпионов, построенных по западному типу, и они принесут доход больший, чем все остальные 16 тысяч разрозненных предприятий, имеющих технологическую базу двадцатилетней давности.

Когда двадцать лет назад собрались 50 человек и создали Airbus Industrie, над ними смеялись и Америка, и СССР. В 2001 году портфель заказов концерна составляет 520 млрд. долларов, а его доля авиационного рынка оценивается в 50%. Airbus Industrie объединил авиационную промышленность всей Европы и создал единую вертикаль.

Реструктуризация высокотехнологического комплекса - это вопрос Совета безопасности РФ. Среди 1600 оборонных предприятий нет ни одной нормально сложившейся корпорации. Мы пытались создать российский авиастроительный концерн, но Правительство отказало нам в помощи. Для того, чтобы выйти международный рынок наукоемкой продукции, поделенный 200 компаниями, надо вырастить 20-30 полноценных национальных игроков.

Почему невозможно осуществить данную задачу без поддержки государства? Этого не могут понять современные экономисты. Можно изыскать финансирование и создать конкурентный продукт, но это только одна треть пути, а две трети - это создание системы поддержки и продвижения продукта. Эта задача не под силу не только разрозненным предприятиям, но и тем 50 гигантам, которые мы намерены создать. Именно на этапе продвижения продукта определяющую роль играют действия государства с применением в том числе и политических инструментов влияния. В противном случае мы будем отрезаны от золотого миллиарда. Можно сделать что-то в пробирке и гордиться тем, что наши пробки лучше, чем у американцев. Рыночный механизмы не выведут нашу промышленность на международный рынок, т. к. он уже поделен транснациональными корпорациями, которые будут жестко отстаивать свои позиции.

Сейчас все чаще слышна критика глобализации. Посетив в составе правительственной делегации 8 крупнейших европейских авиастроительных корпораций, я наблюдал, как их руководители докладывают в первую очередь о количестве поглощенных компаний. Ни одна корпорация не делает больше 50% объема работ внутри страны. Фактически создана мировая мастерская, функционирующая в виде сети и работающая по единым стандартам в едином информационном пространстве. Чтобы попасть в эту сеть, надо иметь конкурентоспособный товар, а также оказать определенный политический нажим. Но Правительство этим не озадачено.

Стратегия технологического развития ясна, но для ее воплощения необходимы средства. Принято решение о досрочном погашении внешнего долга, а эти 4 млрд. долларов можно было вложить в 50 корпораций и не прибегать к банковским кредитам под 30% годовых. Процессом движения финансовых резервов надо управлять. Правительство должно подписывать не угольный займ, а займ на гармонизацию российской наукоемкой продукции с международными стандартами. Европа вынуждена будет на это пойти, будучи заинтересованной в доступе к российским энергоресурсам. Если мы создадим хотя бы одну полноценную корпорацию, иностранные банки сами будут заинтересованы в ее кредитовании.

 


 


Глобализация Устойчивое развитие Духовные основы Образ будущего Главная Библиотека