О сайте Новости События Контакты Ссылки Форум

 

 

наш партнер: Специальная информационная служба

Независимый аналитический сайт


Круглый стол руководителей общественных организаций журналистов по духовно-нравственным основам формирования норм корпоративной этики в сфере электронных СМИ

22 декабря 2005 года в Институте философии РАН состоялся Круглый стол руководителей общественных организаций журналистов по духовно-нравственным основам формирования норм корпоративной этики в сфере электронных СМИ. Круглый стол был организован Институтом философии РАН, Российским фондом развития высоких технологий совместно с Институтом рефлексивных процессов и управления по инициативе и при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Сегодня становится все более очевидным тезис о том, что дальнейшее развитие России, укрепление ее государственности и ход реформирования непосредственно связаны с преодолением кризиса духовности и возрождением глубинного смысла бытия. В преодолении этого кризиса решающую роль могут и должны играть электронные СМИ.

К сожалению, сегодня электронные СМИ не являются инструментом духовно-культурной политики государства. Появление в эфире серьезного фильма или телепрограммы - редкое событие. Зато развлекательные шоу, усыпляющие интеллект, буквально заполонили телепространство. В Интернете видеоразвлечения принимают все более искусные формы.

Сегодня электронные СМИ развиваются по законам, которые формируются вне позитивной части развития России. Они фактически стали самодостаточным субъектом социально безответственной компоненты рыночной экономики, формирующей в своих коммерческих интересах примитивные потребности населения. Интерес общества к таким СМИ падает. Например, телевидение сегодня перестало быть средством формирования общественного сознания и выражения общественного мнения. Уровень доверия граждан к информации СМИ составляет менее 30 %.

В этих условиях попытки возложить всю ответственность за низкий уровень культуры и духовности в эфире только лишь на электронные СМИ были бы не совсем правильными. Надо выявлять причины болезни самого общества и государства и формировать новые социальные задачи для электронных СМИ, адекватные стратегическим ориентирам российского развития.

В сложившейся ситуации ключевую роль должны играть общественные организации журналистов. Именно они во взаимодействии с обществом могут оказать в первую очередь позитивное влияние на электронные СМИ, способствовать становлению их как стратегических субъектов социального управления и духовно-нравственного возрождения России.

На Круглом столе были рассмотрены следующие вопросы:

  • Системный кризис России и актуальность духовно-нравственных аспектов развития.

  • Критическая оценка роли современных электронных СМИ в решении задач духовно-нравственного развития российского общества

  • Роль общественных организаций журналистов в формировании духовно-нравственных основ корпоративной этики в сфере электронных СМИ и их соблюдении.

  • Проблемы становления электронных СМИ стратегическим субъектом духовно-нравственного развития российского общества.

  • Первоочередные задачи и мероприятия.

Организаторы круглого стола развернули широкую общественную дискуссию о необходимости становления электронных СМИ как стратегических субъектов духовно-нравственного возрождения России.

В круглом столе приняли участие

  • представители Союза журналистов Москвы, Международной академии телевидения и радио, Института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, Союза мусульманских журналистов;

  • главные редакторы и сотрудники информационных агентств, издательств и Интернет-порталов;

  • преподаватели факультетов журналистики МГУ, РГГУ, а также

  • представители общественных организаций и движений (Партии России, Российской Партии Жизни, Московской Патриархии, Центра миссионерских исследований, Московского космического клуба, Международного экологического фонда, фонда «Духовное согласие» и др.),

  • компаний и исследовательских институтов (Института проблем управления им. В.А.Трапезникова РАН, Российского института культурологии, Минкльтуры РФ, Института Дальнего Востока РАН, Института мировой литературы РАН, РАЕН, МГТУ им. Баумана, ВНИИ технической эстетики, Высшей школы экономики, МЭИ, Академии им. Сеченова, Института прикладной математики)

  • и других организаций.

ДИСКУССИЯ

Выступающие говорили о том, что сегодня СМИ представляют собой, в общем, стихийно развивающуюся систему без обратной связи, не обеспеченную законодательной базой (С.Устюгов). Но, как подчеркивалось, проблемы СМИ отражают болезни всего общества (В.Лепский). 

С.Г.Кара-Мурза: Безусловно, вопрос изменений в сфере СМИ не может быть решен на «круглых столах», т.к. нынешнее состояние СМИ отражает кризис всей страны. Фундаментальное проявление кризиса состоит в том, что за последние 10-15 лет произведен демонтаж народа. Размонтирована центральная мировоззренческая матрица, определяющие параметры которой – это смысл жизни, историческая память, представления о добре и зле, долге и чести, иерархия отношений и т.п. Живя вне этой матрицы, население России пребывает в состоянии постоянного стресса, который является причиной многих болезней и многих смертей. Еще в советский период на Западе была принята доктрина переформатирования страны через изменение ее ценностно-цивилизационных основ и размонтирование ее духовно-нравственного базиса. Не секрет, что СМИ активно участвовали в этом процессе. В информационно-психологической кампании СМИ принимали большое участие, и результатом явился целый ряд изменений: были изменены символы, система ценностных ориентиров, причинно-следственная связь, иерархия ценностей, язык и, как результат, главный субъект – народ, который во многом утратил свой потенциал и природный инстинкт самосохранения.

Однако сегодня стал очевиден провал доктрины реформ, доктрины демонтажа прежнего народа и создание нового ПСЕВДОНАРОДА. Наметился поворот в развитии России, и теперь перед страной и обществом стоит дилемма: либо «ремонт» «старого» народа и восстановление утраченного потенциала и разрушенных святынь, либо распад России и ее уничтожение как державы.  

В этом контексте СМИ должны обозначить свою позицию: или они будут участвовать в процессе окончательного «демонтажа» и уничтожения народа России, или станут на конструктивную позицию и будут восстанавливать культурное ядро российской цивилизации. Какой позиции придерживаться – это вопрос ЛИЧНОГО ВЫБОРА каждого журналиста.

Многие дискуссии в настоящее время концентрируют внимание на двух базовых темах – образе будущего и образе беды. В частности, образ беды, угроз привлекает внимание своей остротой, актуальностью, мобилизует инстинкты, позволяющие предчувствовать опасность. И здесь задача СМИ – не создавать и не навязывать образы фиктивных, сконструированных в лабораториях псевдоугроз, а дать реальную оценку существующих опасностей, рационализировать подходы к рискам и угрозам современности.

************* 

СМИ в настоящий, столь сложный и поворотный период не отвечают духу конструктивного созидания, так как во многом утратили связь с народом и обществом. Принимаются кодексы и хартии журналистов, но социальная безответственность и определенный цинизм ведут к нарушению всех договоренностей. В дискуссии, поднятой на круглом столе, обсуждалась такие условия функционирования СМИ, в частности, телевидения, как свобода, независимость, самостоятельность и ответственность. Указывались, в частности, такие «болезни» нынешнего телевидения, как социальная безответственность и утрата общественных функций, отсутствие каналов выражения мнения зрителей, с одной стороны, и ориентация исключительно на формально-рейтинговые замеры и, как следствие, оценку телевидением своей деятельности, кардинально расходящуюся с оценками общества.

<<<А.В.Шариков, В.Г.Лившиц

В выступлениях (в частности, глубоком анализе А.В.Шарикова (Высшая школа экономики) прозвучала тема необходимости создания условий, при которых бы была сформирована адекватная «обратная связь» и общество (в широком значении) смогло бы влиять на СМИ и телевидение. В ситуации, когда отсутствует НИИ телевидения и нет центра исследования телевизионных процессов, необходимо создание и такого аналитического центра, и общественного телевещания (В.Г.Лившиц).

 





Безусловно, эта проблема непроста и сопровождается множеством вопросов. Очевидно одно: необходимо создание ячеек, где могла бы начаться работа по созиданию нового, конструктивного мировоззрения, способного ответить на все вызовы. Это новое мировоззрение не может быть заимствовано где-либо, оно должно быть СОЗДАНО. За его основу может быть взята идея СОБОРНОСТИ (по И.Ильину, Н.Федорову), свойственная русской традиции, и в продвижении этого «соборного сознания» СМИ должны занять главенствующее положение (о.Сергий (Широков).

<<<< о.Сергий (Широков)












<<<Ю.В.Крупнов


В ярком выступлении Ю.В.Крупнова, Председателя общественного движения «Партия России», были даны наметки программы, которая должна лечь в основу создания нового телевидения. Эта программа, прежде всего, должна определять, КАКОЕ телевидение нам нужно и В ЧЕМ его суть. Должна быть создана, по существу, целая НОВАЯ ОТРАСЛЬ, объединяющая возможности и результаты работы таких наук, как психология, социология, педагогика, телеаналитика и пр.









Участники Круглого стола были едины в мысли о том, что необходимо создание общественного центра, площадки, где представители информационно-медийного сообщества могли бы открыто обсуждать актуальные проблемы и вырабатывать консолидированное мнение.
Здесь – начало воплощения СОБОРНОСТИ как основы существования российского общества, которое (по мнению Г.Г.Малинецкого), традиционно зиждется на следующих постулатах:

Духовное выше материального
Общее выше личного
Справедливость выше закона
Будущее важнее настоящего и прошлого

 


Глобализация Устойчивое развитие Духовные основы Образ будущего Главная Библиотека