Философия, социология
Александр ПАНАРИН (1940-2003).
доктор философских наук, профессор,
заведующий кафедрой политологии философского факультета МГУ,
директор Центра социально-философских исследований Института философии РАН,действительный член Академии политических наук, член Нью-Йоркской академии наук. Член Философского общества России. А. С. Панарин был отмечен премией А. И. Солженицына.
По-настоящему его научный и писательский талант раскрылся в 90-е годы, когда им был издан ряд монографий, посвященных как глобальным цивилизационным процессам, так и российской цивилизационной идентичности. Среди них: Философия политики (1996); Реванш истории: российская стратегическая инициатива в ХХI веке» (1998; книга отмечена Ломоносовской премией II степени); Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях ХХ века (1998); Глобальное политическое прогнозирование в условия стратегической нестабильности (1999); Россия в циклах мировой истории (1999); Российская альтернатива (2000); Искушение глобализмом (2000); Православная цивилизация в глобальном мире (2001). Научный и личностный облик А.Панарина отличала честность, высокий патриотизм, вдохновенная вера в будущность России как великой мировой державы. А. С. Панарин верил в громадные возможности России, ее высокую миссию "объединительницы" всех "неприспособленных", "нищих духом". Обращение его в последних его трудах к началам православной цивилизации не было романтической реакцией неофита. Он мыслил Православие как религию творчества, видел его мировое призвание в том, чтобы “переоткрыть” единство человечества, которое впервые явилось вместе с христианством и было утрачено на пути секуляризации».
Работы:
А. Панарин Православная цивилизация в глобальном мире
А. Панарин Горизонты глобальной гражданской войны
Игорь Ростиславович ШАФАРЕВИЧ (род. 3 июня 1923 г). В 1940 году окончил МГУ. С 1943 года работает в Математическом институте АН СССР, с 1944 года преподает в МГУ, с 1953 года - профессор. Основные его работы относятся к алгебре, к теории алгебраических чисел и алгебраической геометрии. Член-корреспондент АН СССР (1958), лауреат Ленинской премии (1959). Академик РАН (1991) по Секции математики, механики, информатики (математика). Большая часть математических работ И.Р.Шафаревича издана (в английском переводе) в собрании сочинений ("Collected Papers", Springer,1989).
Известен не только как признанный ученый-математик, но и как русский философ, публицист и общественный деятель. Автор известных работ: "Русофобия", "Две дороги к одному обрыву", "Социализм как явление мировой истории". (Москва-Париж, 1974). "Вече" (Мюнхен), 1988.
Как сообщает о себе в краткой автобиографии И.Р.Шафаревич, он «с конца 60-х годов принимает участие в общественной деятельности: заявления и пресс-конференции в защиту Православной Церкви, против использования психиатрии как средства политических преследований (совместно с А.Д.Сахаровым). В 1974 г. участвовал вместе с А.И. Солженицыным в издании сборника "Из-под глыб" - сборника статей по вопросам духовной и общественной жизни того времени. В 1977 г. во Франции вышла его книга "Социализм как явление мировой истории", сжатое изложение основных идей которой содержалось в одной из его статей в сборнике "Из-под глыб"(Москва-Париж, 1974). В 1975 г. был уволен из Университета, с тех пор не преподает.» И.Р. Шафаревич проживает в г. Москве.
Участник правозащитного движения в СССР, выступал с критикой тоталитарной системы (статьи в сборниках "Из-под глыб", 1974; "Социализм как явление мировой истории", 1977). Работы по проблемам истории России и национальному вопросу ("Русофобия", 1989; и др.) вызвали острую полемику.
Работы:
http://shafarevich.voskres.ru
ЛОРЕНЦ, Конрад Захариас (Lorenz, Konrad Zacharias) (1903–1989), австрийский биолог и философ. Лоренц – основоположник этологии (науки о поведении животных и человека как биологического существа) и теории импринтинга – «запечатления», способности животных передавать друг другу знания, приобретенные путем обучения. Лауреат Нобелевской премии 1973г по физиологии и медицине (совместно с К.Фришем и Н.Тинбергеном) "за открытия, связанные с созданием и установлением моделей индивидуального и группового поведения животных". В тридцатые годы Лоренц выдвинулся в лидеры науки об инстинктах. Он пришел к выводу, что инстинкты имеют сложную природу и внутреннюю мотивацию. В частности, Лоренц показал, что у так называемых территориальных животных социальному инстинкту противостоит другой, которому он дает название "инстинкт внутривидовой агрессии". Поведение животных, занимающих определенный охотничий участок, определяется динамическим равновесием между инстинктом внутривидовой агрессии и каким-либо из притягивающих инстинктов: половым или социальным. Лоренц показал, что из сочетания и взаимодействия этих инстинктов образовались высшие эмоции животных и человека: узнавание друг друга, ограничение агрессии, дружба и любовь («Так называемое зло: к естественной истории агрессии» ). Его труды: « Агрессия», «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества», «Оборотная сторона зеркала: опыт естественной истории человеческого познания» и ряд других переведены на русский язык. В своих произведениях Лоренц пытается найти ответ на самые острые проблемы современной жизни, на проблемы глобального характера, пред лицом которых оказалось современное человечество, а также выявить те глубинные корни поведения людей и процесса человеческого познания, которые объединяют нас с «братьями меньшими». «Грехами человечества» он считал перенаселение, опустошение жизненного пространства, бег наперегонки с самим собой, "тепловую смерть чувства", генетическое вырождение, разрыв с традицией, индоктринируемость и ядерное оружие. В книге « Оборотная сторона зеркала» Конрад Лоренц существенно развил теорию эволюции, представив ее как образование новых регулирующих контуров. Линейная последовательность процессов, действующих друг на друга в определенном порядке, замыкается в контур, и последний процесс начинает действовать на первый - возникает новая обратная связь. Она-то и вызывает скачок в эволюции ( фульгурацию) , создающий качественно новые свойства живой системы.
Работы:
К. Лоренц Агрессия
ФЕДОРОВ, Николай Федорович (1829–1903), русский религиозный мыслитель и философ. Справка. Незаконнорожденный сын князя П.И.Гагарина. Учился в Ришельевском лицее в Одессе, но из-за материальных затруднений не смог завершить образования. С 1854 преподавал историю и географию в различных уездных училищах. С 1869 работал библиотекарем в Москве, с 1874 – в библиотеке Румянцевского музея. С 1899 и до конца жизни работал в архиве министерства иностранных дел .
Идеи Федорова оказали влияние на Ф.Достоевского, Вл.Соловьева, Л.Толстого, К.Циолковского и др. Сочинения Федорова вышли уже после его смерти под редакцией его учеников Н.Петерсона и В.Кожевникова под названием «Философия общего дела». Пафос федоровского творчества – в обосновании идеи преодоления смерти. Смерть – главное зло мира, она может быть побеждена именно человеком, который должен отказаться от иллюзорных представлений о смерти как неизбежном «природном» явлении. Но для этого должен измениться сам человек, его отношение к другим людям, к обществу и природе. В мире господствует вражда, поддерживающая отношения «неродственности». Федоров писал о «зооморфизме» основных исторических типов человеческого общества, поскольку все они строились на эгоизме и бесконечной борьбе друг с другом различных классов, социальных групп и индивидов. Объединить людей в «общем деле», по его убеждению, может чувство долга и любви по отношению к предкам, к «отцам», ко всем умершим людям. «Вереница смертей» будет прекращена, а все когда-либо жившие люди должны быть воскрешены после вступления человечества в историческую фазу «регуляции» космических процессов.
«Автоматический» научный и социальный прогресс сам по себе, по мнению Федорова, не дает человечеству шансов на спасение и решает лишь отдельные проблемы. В то же время Федоров возлагал большие надежды на науку и ученых как особое «сословие», способное сыграть решающую роль в борьбе со смертью. Общественным идеалом Федорова была т.н. «психократия», социальные отношения должны полностью определяться нравственными принципами и прежде всего «супраморализмом» (долгом воскрешения). Федоров считал себя христианским мыслителем, хотя натуралистические тенденции его учения и трактовка им догматики давали основания для упреков в «неортодоксальности» и отклонении от традиции.
Работы:
Н. Федоров. Христианство против ницшеанства
Н. Федоров. О смертности
Н. Федоров. Бессмертие как привилегия сверхчеловеков
Н. Федоров. Нравственность - не барство и не рабство, а родство
Н. Федоров. Возможно ли братство? При каких условиях оно возможно и что для этого нужно?
Современная художественная проза
Яна Юльевна ЗАВАЦКАЯ (род.1970). Автор ряда интересных прозаических произведений, а также талантливая поэтесса. По ее словам, предпочитает жанр социальной фантастики. В рамках фантастических повествований и захватывающих сюжетов автор ставит «самые серьезные вопросы - о смысле жизни, о любви, о вере, обществе, человеческой душе». Ее произведения во многом представляют собой сатиру на явления современной социально-политической действительности. Так, в романе «Ликей» изображается общество недалекого будущего, в котором реализовались многие идеологические установки Новой Эры. Но является ли победа Нового Мирового Порядка окончательной? Автор дает ответ на этой вопрос в рамках лиричной, трогательной истории любви. «Черная книга, или приключения блудного оккультиста» - это «чистое изложение фактов», повествующее об опыте участия автора в работе оккультной группы, базирующейся в Германии. В книге также рассказывается о В. Мегре, авторе известного книжного сериала «Анастасия».
Работы:
Яна Завацкая "Ликей"
Яна Завацкая "Черная книга или Приключения блудного оккультиста "