О сайте Новости События Контакты Ссылки Форум

 

 

наш партнер: Специальная информационная служба

Независимый аналитический сайт

Международный российский форум

Инновационная политика России



проект Геополитика

Через веру и науку – к планетарному мышлению

Наука и религия

Общество, не имеющее ценностных ориентиров, лишенное духовно-нравственных оснований, обречено на деградацию и распад. Расцвет государств и цивилизаций всегда связан с утверждением определенных идеалов и норм, формирующих общие представления о целях развития. Либерально-демократические ценности, коммунистические идеалы, утверждение расовой и национальной исключительности в разные исторические периоды овладевали умами людей и становились несущими конструкциями для построения устойчивой и эффективной социальной организации.
В основе каждой системы духовно-нравственных ценностей находится Вера - Вера либо в Бога, либо в научный прогресс, либо в возможность построения идеального общества на земле, и даже в собственную исключительность.
При всем многообразии философских и идеологических систем фундаментальное различие между ними определяется отношением к Богу. Прагматичное утверждение о временности существования человека, ставящее под сомнение наличие высших целей и, как следствие, отказ от ответственности перед будущим есть истинное выражение атеистического фундаментализма.
Научное мировоззрение, неприятие ханжества «книжников и фарисеев» породило целое поколение невольных материалистов, которые, несмотря на формальный атеизм, были заняты поиском смысла жизни за пределами удовлетворения своих физических потребностей.

Между религией и естественными науками всегда складывались непростые взаимоотношения: наука обращалась к опыту и требовала доказательств; глубокая вера не прибегала к методам точных наук и вполне полагалась на духовную интуицию.
Атеизм всегда преподносился как научное мировоззрение и третировал веру за обскурантизм, приверженность к догматизму и схоластике. Вера в Бога с точки зрения атеистов от науки являлась тормозом для технического и научного прогресса, а в социальном и культурном плане – средством манипуляции массовым сознанием.
С этих позиций в конце двадцатого - начале двадцать первого века в процессе стремительного приращения научных знаний религия должна была переместиться на периферию общественного сознания, став уделом маргинальных общественных групп, а в цивилизованных странах, отдающих дань исторической традиции, служить дополнением культурного ландшафта. Однако этого не произошло – наоборот, мы наблюдаем рост авторитета традиционных конфессий, усиление влияния церкви не только в общественной, но и в политической жизни. Этот процесс носит объективный характер, так как общество не может нормально развиваться без опоры на фундаментальные духовно-нравственные ценности, а известные светские идеологические системы утрачивают влияние, обнаруживая несостоятельность перед лицом глобальных вызовов, с которыми столкнулось человечество на рубеже веков.

Противоречия в системе атеистических взглядов

Либерализм и рыночная экономика, предложенные в качестве универсальной системы ценностей, в которой не остается места для Бога, на практике вырождаются в социал-дарвинизм, утверждающий право сильного и не дающий шанса слабым и неприспособленным. Коммунистическая идеология после стратегического поражения в холодной войне Советского Союза надолго подорвала веру в возможность построения самого справедливого общества на Земле.
Более того, научный поиск, дающий новые представления о космосе, происхождении жизни на Земле, начинает подрывать традиционную схему доказательств научного атеизма, а казавшиеся совсем недавно наивными и устаревшими философские и теологические взгляды обретают второе рождение.
Генная инженерия, исследования в области клонирования дают веские доказательства возможности вмешательства человека в эволюционный процесс. Практически доказано, что органическая жизнь может быть актом сознательного Творения. Впечатляющие достижения в сфере информационных технологий, применение нанотехнологий дают основание полагать, что Разум может существовать не только в органической форме.
Какова вероятность зарождения жизни на Земле из неживой материи? На этот вопрос пока нет вполне определенного ответа. Но, во всяком случае, пока исследователи не предъявили ни одного факта, подтверждающего абиогенный синтез живых организмов. Математические расчеты вероятности случайного образования хотя бы одной молекулы ДНК составляет ничтожно малую величину – 10-800 . Если это так, то напрашивается вывод о привнесении жизни извне. Но тогда сразу возникает вопрос: каким образом и когда жизнь зародилась за пределами Земли?

Космологическая гипотеза и происхождение жизни

Сегодня практически за аксиому можно принять космологическую теорию пульсирующей Вселенной, согласно которой происходит ее циклическое расширение и сжатие, при котором на определенном этапе расширяющаяся Вселенная достигает максимальных размеров и под воздействием постоянно действующих сил гравитации начинает сжиматься. Сжатие продолжается до того момента, пока вся материя не оказывается в ограниченном объеме, где перестают действовать законы гравитации, и колоссальная энергия не начинает высвобождаться в результате очередного Большого Взрыва. Пульсирующий процесс гибели и возрождения Вселенной не имеет ни конца, ни начала.
Вполне можно предположить, что жизнь возникла случайно на одном из этапов этого бесконечного процесса.
Если допустить возможность передачи информации из предыдущих циклов существования Вселенной в последующие, то разумная жизнь, возникшая когда-то, сумела прорваться через катастрофу Большого Взрыва и дала импульс продолжению эволюционного процесса.
Конечно это всего лишь гипотеза. Наши научные знания не позволяют определить характер и механизм этого информационно-энергетического воздействия. Важно другое: эти гипотетические построения не противоречат религиозным представлениям о мироздании, символически изложенным в священных книгах мировых религий.
Действительно, легко предположить, что биологическая жизнь на Земле создана по образу и подобию той, что существовала на предыдущих этапах развития Вселенной. Сжатие Вселенной – вот полная аналогия подлинного Конца Света. А сохранение накопленной информации и передача ее в последующий цикл для продолжения эволюционного процесса является актом Спасения.
Допущение мысли о Творении неизбежно ставит вопрос о предназначении человека и всей земной цивилизации в ее исторической перспективе. Мы находимся на этапе, когда достижения науки позволяют человеку активно и сознательно участвовать не только в преображении окружающей действительности, но и совершенствовать свою собственную природу. Возможно, приближается момент постижения божественного творческого замысла.

Миссия человечества и формирование планетарного мышления

Человечество, получив космический дар, существует не само по себе, а является звеном сложного, труднопостижимого по длительности эволюционного процесса, который не должен прерваться. Эволюция – это путь от простого к сложному, накопление и сохранение информации, борьба с хаосом и энтропией, постоянное приращение знаний и интеллекта.
Творческое участие в этом процессе – миссия, значимость которой является предметом как духовного, так и научного осмысления. Эта миссия предполагает, как минимум, необходимость общими усилиями предотвращать военные и экологические катастрофы, разумно и по назначению пользоваться природными ресурсами, ограничивать безудержный рост потребления, а главное наращивать творческий, интеллектуальный, культурный и технологический потенциал.
Пока, несмотря на впечатляющий рост научного и технологического могущества, человечество не смогло выработать общего планетарного мышления. Практические шаги по реализации парадигмы устойчивого развития не привели к серьезным результатам, а демагогическая практика продвижения к общечеловеческим ценностям была дискредитирована сдачей политических и экономических позиций нашей страны своим прагматичным и удачливым геополитическим конкурентам.
Между тем, фундаментальные основы планетарного мышления, заложенные в христианских заповедях, впервые стали обретать научные формы в трудах русских ученых космистов, таких, как Н.Федоров, К.Циолковский, В.Вернадский.
В ходе преобразования биосферы в ноосферу начинает формироваться новый тип духовности, основанный на осознанной ответственности за вмешательство человека в живую природу и за результаты научной и промышленной деятельности. Уже сегодня последствия технологических и экологических катастроф, военных конфликтов, террористических актов могут носить фатальный характер. Высокие технологии, в зависимости от того, в чьих руках они находятся и в каких целях используются, могут быть либо добром, либо величайшим злом. Особая ответственность лежит на лидерах научно-технического прогресса.
Страны, принявшие либеральную модель развития, бесспорно, лидируют сегодня в сфере промышленности и высоких технологий. Основным слагаемым их успеха являлся религиозный пафос делового подвижничества. На протяжении нескольких веков Запад демонстрировал наивысший уровень дисциплины и самоорганизации, изобретательности и творческой инициативы. Нельзя отрицать, что на пути эволюционного развития человечества были достигнуты новые вершины. Научно-технический прогресс приобрел глобальный характер и вышел на качественно иные темпы роста приращения знаний и информации.
Вместе с тем, победа над конкурентами была достигнута через утверждение культа силы и рационализма, узкий прагматизм, безжалостную выбраковку слабых и неприспособленных. Прибыль и неограниченный рост материального потребления в качестве основных критериев успеха проторили на Западе дорогу сугубо атеистическому мировоззрению, в основе которого сознание временного пребывания на земле, желание получить от жизни все здесь и сейчас, нежелание всерьез воспринимать проблемы, выходящие за ограниченные исторические пределы. И хотя Бог еще напрямую не отрицается, и современные фарисеи постоянно ссылаются на него, мы являемся свидетелями исторического поворота – окончательного отпадения Запада от христианских ценностей.
В новой системе исторических координат либерально-рыночная модель все чаще прибегает для достижения своих утилитарных целей ко лжи и насилию, эффективность капитализма веберовского типа превращается в собственную противоположность. Угасает творческая энергия, сложные культурные формы вытесняются примитивными, падает интерес к фундаментальным знаниям, массовое производство через рекламу нивелирует потребности. Человек с одной стороны превращается в узкофункциональный элемент машины производства, а с другой стороны становится управляемым элементом рыночного спроса.
Жизнь состоит из парадоксов: именно Россия, прошедшая через абсолютный атеизм и, преодолев его, опираясь на свои исторические традиции, может стать новым оплотом Веры и духовности.
Православие сохранило подлинное эсхатологическое восприятие бытия, не утратило органической связи с Космосом. Именно для нашей страны характерен неутилитарный подход к знаниям и науке, и подлинное творчество и культура исходят не из рыночной конъюнктуры, а из поиска высшего смысла.
Становится очевидной исчерпанность либерально-рыночной модели развития, невозможность на ее основе интегрировать Веру и Знание, сформулировать основные положения планетарного мышления, критически переосмыслить базовые духовно-нравственные ценности современной цивилизации.
Перспективы возрождения России связаны не с попытками реставрации отживших и уходящих в прошлое социальных моделей, а в напряженном поиске новых путей не только для себя, но и для всего человечества, невзирая на крики тех, кто стремится лишить нас будущего и отрицает нашу особую историческую миссию.

 


Глобализация Устойчивое развитие Духовные основы Образ будущего Главная Библиотека